Без названия. Из серии «Хеллерсдорф», 1988 © Helga Paris

Музей Шпренгеля в Ганновере отмечает год, в который родились Борис Михайлов (Boris Mikhailov), Йозеф Куделка (Josef Koudelka), Хельга Парис (Helga Paris), Йохан Ван дер Кёкен (Johan van der Keuken), Дайдо Морияма (Daido Moriyama) и Генрих Рибешель (Heinrich Riebesehl), провоцирующей на размышления групповой выставкой, открытой до 3 июня.

С точки зрения истории и фотографии, 1938 был значительным годом. Аншлюс Австрии, мюнхенское соглашение, «хрустальная ночь» и эвианская конференция по вопросам оказания помощи еврейским беженцам из Германии, Австрии, Чехословакии произошли в этом году. Последствия событий этого года сильно повлияли на будущее. Это также был год, в который родились шестеро знаковых фотографов в течение своей жизни снимающие этот меняющийся мир. Весной 80-летие этого будет отмечено специальным праздником в Музее Шпренгеля в Ганновере. Откроется выставка, которой дано название «1938. День Рождения с гостями».

Начальной идеей выставки было отметить 80-летие немецкого фотографа Генриха Рибешеля, чей архив хранится в музее. По ходу работы выставка разрослась в исторический обзор, охватывающий международную перспективу второй половины 20 века. К работам Рибешеля добавились снимки Йохан Ван дер Кёкен, Йозефа Куделки, Бориса Михайлова, Дайдо Мориямы и Хельги Парис. Для куратора Инки Шубе эти фотографы, родившиеся в 1938 году, представляют собой особенное поколение. Они застали Вторую Мировую Войну в слишком раннем возрасте, чтобы помнить больше, чем игру с оставшимся от войны щебнем. Но росли они в мире, созданном этой войной.

Организованная в хронологическом порядке, выставка «1938. День Рождения с гостями» предлагает совершить прогулку сквозь прошлое, которое, благодаря присутствию более молодых «гостей», находится в прямом диалоге с настоящим. «Идея была в том, чтобы пригласить молодых художников для создания "эхо-пространства" по отношению к работам поколения 1938-го», – объясняет Шубе.

Без названия. Из серии «Я – не я», 1992 © Boris Mikhailov

Работая на стыке медиа, молодые художники, которых пригласила Шубе, использовали разнообразные концептуальные подходы к созданию изображений. «Минуя определённые промежутки в пространстве или во времени важно думать о связях. Это как ощупывание.», – объясняет она.

Работы на выставке начинаются с 1950-х, с фотографий датчанина Йохана Ван дер Кёкена «Нам 17», – серии портретов его молодых друзей из Амстердама. Фокусируясь на языке тела и кодах моды, немецкий художник  Анжей Штейнбах (Andrzej Steinbach) с его «замороженными» постановочными портретами даёт современный отклик на идентичность юности.

За ними следует пара немецких фотографов – Генрих Рибешель и Арне Шмитт (Arne Schmitt). «Люди в лифте» Рибешеля, серия, сделанная в 1960-х, состоящая из портретов, сделанных в лифте Нового дома прессы в Ганновере (Nieue Hannoversche Presse building) в течение полудня, в то время как короткий фильм Шмитта рассказывает о переезде этого здания из центра на окраину, и изменении места прессы в жизни общества.

Следующий период истории представлен работами чешского фотографа Йозефа Куделки. Он фотографировал вторжение в Чехословакию сил Варшавского Договора во главе с СССР в 1968 году, последовавшее за коротким промежутком свободы. Эта памятная работа находит современный отклик в работах сеульской веб-арт группы Young-Hae Chang Heavy Industries, чья флэш-анимация, основанная на тексте, «Куннилингус в Северной Корее (Cunnilingus in North Korea), концентрируется на смене форм протеста, СМИ и политике.

Войска Варшавского Пакта вступают в Прагу, вид от радиостанции, 1968 © Josef Koudelka

Дайдо Морияма переносит нас в 1980-е со своими брутальными монохромными стрит-фотографиями меняющегося, пост-ядерного ландшафта городской Японии. Превращающие улицу в физическую реальность,  скульптурные инсталляции немецкой художницы Делии Юргенс (Delia Jürgens), использующей каждодневный материал, чтобы зафиксировать следы, оставляемые жизнью.

Выставка повествует о распаде Советского Союза работами украинского автора Бориса Михайлова. Его серия постановочных автопортретов «Я – не я» (I Am Not I) высмеивает советский официальный мачизм. Немецкий художественный дуэт Beep Off предлагает в ответ интерактивный перформанс, приглашающий посетителей выставки задуматься о наших кодах морали.

Наконец, немецкий фотограф Хельга Парис с портретами молодых людей из пригородов Берлина 1990-х составляет пару с проектом хорватского автора Ханы Милетич. Созданная на основе этнического разнообразия пригорода Моленбек-Сен-Жан в Брюсселе, серия  The Molem Collective рисует взросление молодого человека параллельное ходу истории хип-хопа через снимки его кроссовок, демонстрируемые в сопровождении подборки песен.

Поднимая вопросы и темы, остающиеся весьма уместными в современной обстановке, «1938. День Рождения с гостями» возвращает нас к стартовой точке в последнем зале, в котором сведены вместе работы, созданные в 1938 году Максом Бекманом (Max Beckmann), Эллой Бергманн-Мишель (Ella Bergmann-Michel), Максом Эрнстом (Max Ernst), Жизелью Фройнд (Gisèle Freund), Паулем Клее (Paul Klee) и Куртом Швиттерсом (Kurt Schwitters).

Уолтер Бенджамин, Париж, 1938 © Gisèle Freund

Из серии «Люди в лифте», 1969 © Heinrich Riebesehl

Токио, 1980 © Daido Moriyama

Перевод с английского Александра Курловича