Хертенштейн, озеро Люцерн, Швейцария, 1866-68

Музей Унтерлинден в Кольмаре (Франция) представляет ретроспективу, посвящённую фотографу Адольфу Брауну (Adolphe Braun) (1812-1877). Браун был одним из самых влиятельных фотографов 19 столетия. Родившаяся в Фотографическом департаменте городского музея Штутгарта, эта экспозиция охватывает панорамой всю работу фотографа,  представляя оригинальные отпечатки, многие из которых показываются впервые.

Дополненная примерно 20 картинами и гравюрами (Клод Моне, Густав Курбе, Эжен Фромантен, Жан-Жак Эннер, Роза Бонёр …), выставка коснулась тесных взаимоотношений между фотографией Брауна и фигуративной живописью. Показ оборудования, которым пользовался фотограф, напоминает нам об огромной важности технического прогресса. В частности, демонстрируются стеклянные негативы из исторической коллекции Компании Браун, сохранённые Музеем Унтерлинден и Департаментом Верхнего Рейна.

Основанная в Эльзасе, Maison Braun & С, во второй половине 19 века была признана, как одна из первых и самых продуктивных тогда фотографических компаний. Имея довольно богатый каталог, она продавала отпечатки в Европе и Северной Америке: фотографии цветов, Альпийские ландшафты, городские виды, панорамы, фото природы и архитектуры, и репродукции знаменитых произведений искусства.

Форум в Помпеях, 1869-70

Прежде чем обратиться к фотографии, Браун руководил в Париже художественной студией, производящей модели для фабричного выпуска отпечатков (полиграфии). В 1843 году он вернулся в Эльзас, откуда происходила его семья, чтобы стать главным дизайнером текстильной компании Dollfus-Ausset. Его первые известные фотографии – серия фото цветов (1851–1854) – были сделаны для обновления ассортимента декоративных узоров на фабрике. Эти новые узоры, созданные самой природой, фотографии воспроизводили с беспрецедентной точностью. Успех этой серии на Универсальной Выставке в Париже в 1855 году побудил Брауна вплотную заняться фотографией – новой современной технологией, в которой он увидел огромный творческий потенциал. Тогда ещё игравшая вспомогательную роль по отношению к другим видам искусства, фотография явно обещала утвердиться самостоятельно и была способна пробудить интерес у широкой публики.

В 1859 году Браун завершил серию «Эльзас сфотографирован» (L’Alsace photographiée), состоявшую из почти 120 фотографий знаменитых мест и памятников Эльзаса. Его посвящение Наполеону III вряд ли привлекло внимание Парижских критиков, но принесло внимание официальных кругов, орден Почётного Легиона и титул «Фотографа Его Величества Императора». Сделанные несколькими годами позже фотографии сельскохозяйственных животных на фермах заняли особое место в его творчестве. Позднейшие критики считают. Что они предвосхитили фотографирование дикой природы фотографами следующих поколений.

Расположенная в Дорнахе (Dornach), недалеко от Мюлуза, компания Брауна приобрела Европейскую известность в 1860х годах благодаря ландшафтным фотографиям, снятым в Швейцарии и Италии. Высокий уровень авторов компании и их отличное знание мест позволили пополнить каталог множеством фотографий, коммерческий успех которых шел рука об руку с развивающимся альпийским туризмом. Браун продолжал свои серии, используя новейшие технические процессы, например стереофотографию и панорамную фотографию. Всегда в поисках новых сюжетов он сделал яркие съёмки разрушений в результате франко-прусской войны 1870 года и экспрессивные фотографии Египта во время открытия Суэцкого канала в 1869 году.

Маки, 1856

Розы, 1856

Стадо овец, 1860-62

Замок Гирсберг, 1857-59

Главные ворота собора в Страсбуре, 1857-59

Альпинисты на леднике Мортерач, 1875

Браун, Клерман и Си, Маттерхорн и озеро Риффельзее, 1893

Пирамиды Гизы, 1869

Министерство финансов, Рю де Риволи, Париж, 1871

Персей Бенвенуто Челлини, Лоджия деи Ланци, Флоренция, 1868