«Шенаснамех», Амак Махмудиан
Редакторская работа: Амак Махмудиан и Алехандро Асин
Дизайн: Алехандро Асин
Текст: Амак Махмудиан и Колин Паталль
Производство: «Hurtwood Press»
120 стр 100×136 мм, 64 черно-белые фотографии
Твердая обложка (с тканевым футляром-мешочком)
Языки – английский и персидский
Тираж 300 экземпляров
50 ограниченный тираж и подписанные принты
Видео-презентация «Шенаснамех» на официальном сайте «ICVL Studio» / «RRB Publishing»
Фотография настолько плотно вошла в нашу жизнь, что восприятие ряда ее функций перестало быть критическим. Одному из таких феноменов, присутствующих в любом обществе, посвящена книга «Шенаснамех» иранской фотографа Амак Махмудиан. Основной материал проекта – признанные бракованными фотографии для национального документа, удостоверяющего личность. Собранные в книгу и сопровождающиеся подписями и отпечатками пальцев иранок снимки обращают внимание на вопрос противопоставления индивида и системы. Далекая от маркетинговых трюков, на первый взгляд очень простая книжечка размером с паспорт поднимает целый ряд проблем, среди которых фотография как средство контроля, бессмысленность визуальной цензуры и «невидимость» иранских женщин. Однако основу всех их составляют размышления о более глубинном понятии – о сути самоопределения человека, о том, как и почему мы воспринимаем и узнаем себя и других.
Еще в XIX веке общество стало использовать фотографию как инструмент управления и принуждения. Эта возможность была реализована с помощью фотографирования всех его членов и включения фотодокументов в практики различных государственных институций (например, судов, тюрем, психиатрических лечебниц и больниц). Фотографии в архивных материалах клиник, приютов и тюрем помогали лучше изучить недуги и находить внешние отличия между больными и здоровыми людьми.
Исследованию техник власти, выполняющих наблюдающую, контролирующую и карающую функции, посвящены работы «Надзирать и наказывать», «Око власти», «Власть и тело» Мишеля Фуко. В них философ описывает ситуации, когда власть предстает как система, управляющая обществом и устанавливающая общепринятые стандарты с помощью техник нормализации, одной из которых и является фотографирование на документы, удостоверяющие личность.
Сегодня необходимость дополнения почти любого официального свидетельства фронтальным снимком выглядит естественной обязанностью и мало кем рассматривается критически. К такого рода бюрократическим моментам мы подходим скорее с отношением «надо – значит надо», особенно не задумываясь о психологических и социальных сторонах этой практики. Тем не менее любое фото на паспорт, визу или удостоверение является отражением нас, с поправкой на то, что именно такими нас хочет видеть общество, в котором мы живем.
«Шенаснамех» – название иранского национального документа, удостоверяющего личность. В нем указаны имя, место и дата рождения человека, информация о родителях, а также обязательно должны присутствовать отпечаток пальца и фотография того, чью личность это свидетельство подтверждает. Выдается «шенаснамех» всего один раз, но снимки должны обновляться на протяжении жизни. Также страницы дополняются данным о браке, детях, разводе и смерти.
В отношении фотографий на «шенаснамех» женщин существуют ограничения, касающиеся открытости волос: они должны быть полностью спрятанными под платок, на лице также не должно быть макияжа, а его выражение (как, собственно, и на документах лиц любого пола в любой другой стране) должно оставаться максимально нейтральным. Если портрет окажется не соответствующим этим критериям, фотография будет признана бракованной.
Визуальная практика съемок для «шенаснамеха» легла в основу проекта, а затем и фотокниги иранской исследовательницы Амак Махмудиан. Фотограф рассказывает, что стимулом для размышления о том, что есть «я» каждого человека, стало получение свидетельства о рождении. Рассматривая свой снимок и сравнивая его со снимком матери, Амак отметила их удивительную схожесть. Спокойные лица с отсутствующими эмоциями, невидимые под платком волосы. Гораздо более «личными» казались помещенные на соседней странице отпечатки пальцев – на том, что принадлежал девушке, был четко виден след от шрама.
«Я решила, что в этом есть какой-то свой смысл, – пришла к выводу Амак Махмудиан, – что наши идентичности тесно переплелись с официальным взглядом на нас, со всеми этими штампами и бумагами. На протяжении трех следующих лет, я собирала такие же формальные снимки и отпечатки пальцев иранских женщин. Каждый для меня был не похожим на остальные, у каждого была своя история».
Отличия, которые Амак все же удавалось находить в официальных портретах женщин, открывались лишь глазу человека, а не системы. Неповторимое «я» может просматриваться в слегка нахмуренной брови, еле заметной улыбке или прищуре. В оптике любого государства все его граждане равны, на снимках такого рода оно «смотрит» на людей как на обезличенные элементы в каталоге данных, объекты контроля и управления – но друг для друга мы всегда останемся уникальными.
Фотокнига «Шенаснамех», несмотря на репрезентацию культурного контекста малознакомой в этом регионе страны, оказалась удивительно универсальной. Простым выразительным дизайном, трогательными изображениями и короткими историями из детства фотографа зрителям открывается ее глубокий гуманистический посыл, вера в способности человека оставаться собой и быть понятым, увиденным другими не как безликий функциональный элемент, а как хрупкая красивая личность. С еле заметной улыбкой и шрамом.