8 августа в Государственном Центре Современного Искусства в Москве открылась выставка, посвященная фотокнигам.

Да, фотокниги, зины и другие формы самиздата своих проектов действительно заслуживают особого внимания. Кажется, до России наконец-то дошла волна этого общемирового тренда – в этом году мы увидели аж три выставки фотокниг: первая прошла в мае в Центре братьев Люмьер, следующая скоро откроется в лофт-проекте «Тайга» в Петербурге. А началось всё в прошлом году с выставки в екатеринбургском Музее Метенкова.

Выставка «Рецидив Частного» организована Натальей Балутой и Ларисой Гринберг. Здесь также тренируется кураторский курс РГГУ – единственная образовательная площадка для кураторов в России.

Небольшой уютный зал. Темно-серые стены, верхний свет приглушен, точечные лампы освещают главные объекты выставки – книги, привязанные к темным столешницам проволокой. По соседству – забавные поролоновые пуфики, на которых можно сидеть, упражняясь в ловкости. Возможность полностью уйти в книгу, как в избе-читальне, где ничто не отвлекает. Во время открытия уйти в книгу не очень получается: вернисаж сопровождается разговорами со знакомыми за бокалом шампанского. Повод прийти в другой день и провести время наедине с книгами.

От прочих фотокнижных выставок «Рецидив частного» отличается тем, что затрагивает только одну тему – частные истории, личные размышления и переживания.

Казалось бы, о чем еще может быть фотография, как не о личном?

Масштабные документальные альбомы кажутся тенденцией прошлого века. Сейчас в моде проекты маленькие, интимные, малотиражные, легкие – если не по содержанию, то по весу – многие книги можно легко унести в дамской сумочке.

Кураторы попытались проследить связи между представителями фотокнижного мира, изобразив их на схеме, занявшей торцевую стену зала. Схема убедительно демонстрирует, что художник-автор не может существовать вне институциональных и межличностных связей, даже в таком «частном» деле, как создание фотокниг.

На вернисаже не удалось выяснить, что значит смешное слово «зин» и чем оно отличается от фотокниги. Мое понимание: зин – это такой скорострельный и простой продукт, а «книга» – это что-то увесистое, сложное, продуманное, долгоиграющее. Может быть, зин имеет более короткую жизнь, как и сроки его подготовки. Может быть, в зине участвуют несколько авторов. Может быть, зин бывает периодическим, как журнал. Это догадки, но во время круглых столов, организованных в рамках выставки, надеюсь получить ответ.

Первый вопрос интервью: «Что для вас значит частная жизнь?» Вопрос странный. А что есть вообще за пределами частной жизни? Жизнь общественная, политическая? Походы на митинги? Жизнь профессиональная, функционирование в офисе? Но и это невозможно представить жизнью не-частной: не своей, а чьей-то другой. Для меня ничего за пределами частной жизни не существует, поэтому я не стала отвечать на этот вопрос. Позже ответом сделали какую-то другую фразу, ответ на совсем другой вопрос. Но не будем говорить о неровностях: кураторы-студенты немало потрудились, чтобы проект состоялся.

Именно потому, что ничего, кроме личной жизни на самом деле нет, множество проектов посвящены себе, своим воспоминаниям, семейным архивам и страданиям непростой интимной жизни.

Хочется отметить проект Икуру «Обломов», победивший ранее в конкурсе макетов фотокниг в центре братьев Люмьер. Автор снимает себя валяющимся на разнообразных кроватях, перемежая снимки цитатами из произведения Гончарова. Похожий прием использовала Яна Романова в проекте “Ожидание». Правда, совсем с другим посылом. Беременные пары спят по-настоящему, источая нежность и тонкость этого особого момента даже во сне.

Не обошлось без проектов про собственный дом, про мам и бабушек.

Если бы раздавали призы, то главный приз за самый непонятный проект должна была бы взять Ирина Задорожная, которая якобы исследует сам процесс смотрения на изображение: модная ныне концептуальность, зацикленная на критическое отношение к самому медиуму.

Я рада, что мой проект «Неоконченная книга принцесс» тоже показали на выставке. Это собрание найденных в соцсетях фотографий моих полных тезок приобретает в контексте выставки новое значение: на самом деле, это исследование себя, собственной национальной и гендерной принадлежности, и проблем, связанных с отсутствием уникальности, а в соцсетях, где каждый бесхитростно продюсирует сам себя, все становятся еще более похожи.

Вообще-то фотокниги делать не так сложно, как кажется. Неизбежно, подобные выставки расширяют не только круг коллекционеров фотокниг, но и круг их производителей.

О том, как участвовать в этом процессе  будем говорить на круглом столе в ГЦСИ, 11 августа в 19.30 (Ул, Зоологическая, д. 13.)