Мать жениха охраняет свадебные торты на палестинской свадьбе в Widdi’s Catering Hall. Мел Розенталь, 1999. © Mel Rosenthal, courtesy of the Museum of the City of New York and the photographer.

В политически смутные времена, культурные институции становятся маяками сопротивления. Практически в течение всей выборной кампании, и в особенности со вступлением в свои права новой администрации, анти-мусульманская риторика достигла пика. «Мусульмане в Нью-Йорке: Избранные фотографии из коллекции музея» (Muslim in New York: Highlights from the Photography Collection) – новая выставка Музея города Нью-Йорка. Она прямо отвечает на  исламофобию, ставшую безудержной с того времени, как новый президент въехал в Белый Дом. Эта выставка старается гуманизировать в глазах людей сообщество, присутствующее в Соединённых Штатах с самого начала. Экспозиция состоит из работ, находящихся в коллекции музея, и содержит 34 фотографии мусульман – жителей Нью-Йорка 20 и 21 веков, сделанные такими авторами, как Мел Розенталь (Mel Rosenthal), Эд Гразда (Ed Grazda), Александер Алланд (Alexander Alland) и Роберт Герхардт (Robert Gerhardt).

Афганские мусульмане, празднование Курбан-Байрама. Эд Гразда, 1998. © Ed Grazda, courtesy of the Museum of the City of New York and the photographer.

«Эту выставку мы сделали быстрее, чем любую другую. Две с половиной недели от концепции до реализации, – отвечает Сара Хенри (Sarah Henry), главный куратор музея, на вопрос о срочности создания экспозиции. – Она выросла из разговоров о том, что из музейной коллекции, мы могли бы использовать для участия в общественном обсуждении злободневных политических проблем».

Фотографии, сделанные с 1940 года до наших дней, составляют единый образ мусульманской жизни в Нью-Йорке. Чёрно-белые фотографии показывают мусульман как внутри собственных культурных анклавов, так и на «фабрике» жизни города. Нью-Йорк огромен, и он вмещает много всего. Гуляя по нему достаточно долго, вы можете обнаружить, что побывали, по сути, в нескольких странах. Эта выставка – доказательство тому. Самые запоминающиеся фотографии на ней посвящены взаимодействию мусульман со средой современного города.

© Robert Gerhardt, courtesy of the Museum of the City of New York and the photographer.

На фотографии Герхардта, снятой в 2011 году, мальчик смотрит в камеру. На нём футболка Vans, он держит баскетбольный мяч. Видимо, он сделал перерыв в игра, а описание фотографии говорит, что мальчик играет в баскетбол перед пятничной молитвой. Это обычный нью-йоркский мальчик и мусульманин – или, скорее, это просто обычный нью-йоркский мальчик.

© Robert Gerhardt, courtesy of the Museum of the City of New York and the photographer.

На фотографии того же автора 2012 года, офицер транспортной полиции Нью-Йорка в форме стоит на коленях в мечети. Голова его склонена, и руки лежат на коленях. Он пришел сюда, чтобы исполнить духовный долг. Справа и слева от него стоят люди. Это очень сильная, и в то же время «тихая» и медитативная фотография, сильная этой иллюстрацией открытости и незащищённости.

© Ed Grazda, courtesy of the Museum of the City of New York and the photographer.

На фотографии Эда Гразды 1995 года, группа мусульман молится посреди мостовой на пересечении Восточной 41 улицы и Парк Авеню. Почти все они пали ниц, их руки и лбы касаются молитвенных ковриков. Это публичное проявление веры в городе, который принимает любую веру.

Готам (шутливое название Нью-Йорка, город из детского стихотворения – АК) – это место, где каждый может быть частью чего-то или существовать обособленно. Там есть место и коллективной идентичности, и индивидуальности. Фотографии на выставке «Мусульмане в Нью-Йорке» рассказывают об этом.

© Alexander Alland, courtesy of the Museum of the City of New York and the photographer’s estate.

На фото А. Алланда, снятом в 1940 году, группа турецких школьников изучает турецкий язык. У всей группы учебники открыты на одной и той же странице. Эта фотография легко могла бы быть снята в Истамбуле или Анкаре, но это Нью-Йорк, гда множество других школьников похожего возраста учат свои родные языки.

© Mel Rosenthal, courtesy of the Museum of the City of New York and the photographer.

Ещё одна фотография, сделанная Мелом Розенталем в 2001 году, изображает довольно классическую сцену – тележку продавца «Халяльных» продуктов, её владельца и заказчика. Эти тележки так же вездесущи, как пицца, бублики или объявления типа «Дэн Смит научит вас играть на гитаре». Это простая фотография, но она показывает, как незаметно идёт процесс смешения культур в Нью-Йорке.

Выставка, вероятно, будет понята лучше всего в контексте музея как целого. Посвящённого развитию города Нью-Йорка от основания до сегодняшних дней. Жить здесь – значит принимать различия как норму. Любой вагон подземки выглядит как неформальная встреча в ООН. Говорить о Нью-Йорке и не упоминать иммигрантов невозможно – без них его бы просто не было. Есть очень свежий взгляд в том, как экспозиция отражает это очернённое и глубоко непонятое сообщество как нечто обычное. Нью-Йоркские мусульмане на этих фотографиях просто живут своей жизнью, как умеют. Они работают и ходят в школу. Они молятся. Они играют в баскетбол. Они играют свадьбы и отмечают праздники.

Пока это ещё не стало общепринятым, выставка служит незатейливым напоминанием, что, по крайней мере, сколько существует город, мусульмане были тут всегда. Они вносили свой вклад и входили в состав местного этноса, и они – неотъемлемая часть того, что делает Нью-Йорк Нью-Йорком. Этот город – место, где культура одновременно сохраняется и раскрывается. Эти 34 фотографии – просто очень нужное напоминание о том, что быть мусульманином в Нью-Йорке – это просто быть одним из нью-йоркцев.

_______________________________________

Партнерская ссылка – женские платья