Учебный процесс ​в ИПИЛФ

Фотографическое образование в России прошло в своем развитии несколько этапов.

На первом этапе, рубеже 19-20 веков, когда фотография собственно сама становилась на ноги, образования по сути дела не было. Основоположники, пришедшие в новый вид деятельности от мольберта или от письменного стола, заваленного чертежами камеры-обскуры, сами придумывали догматы профессии, изредка поглядывая друг на друга. Несколько следующих поколений фотографов приобретали необходимые умения, работая за науку в качестве «мальчиков для растирания красок».

Появление в 20-х годах прошлого века более компактных и доступных по цене фотоаппаратов вызвало к жизни фотолюбительство. Любители тоже были самоучками, приобретая знания из книг, вроде знаменитых «25 уроков фотографии» или статей в журнале «Советское фото». Местами, где можно было получить навыки фотографирования в очном режиме, стали многочисленные фотокружки и немногочисленные фотоклубы.

Атмосфера творчества в ИПИЛФ​

На этом втором этапе появилось и профессиональное фотографическое образование, которым занимались профтехучилища и техникумы. Готовили там фотографов бытовых фотоателье. Образование было средним – в прямом и переносном смысле. С высшим образованием все было значительно сложнее. ВУЗы подготовкой фотографов не занимались. Вплоть до недавнего времени, только в некоторых институтах существовали ознакомительные курсы фотографии, как предварительный этап обучения, скажем, кинооператоров. Существовал, правда, Журфак МГУ, имевший отделение, готовившее фотожурналистов. Попасть туда было почти невозможно. О высшем образовании для фотохудожников речь и вовсе не шла. Большая часть профессиональных фотографов рекрутировалась из продвинутых фотолюбителей-самоучек, которые, в лучшем случае, варились в собственном соку фотоклубов.

С распространением Интернета появилась альтернатива фотоклубам в виде так называемых фотосайтов. Публикуя на таких сетевых площадках свои работы, фотолюбители могли получать отзывы, критику и рекомендации собратьев, что в какой-то мере способствовало их совершенствованию.

Начало цифровой эпохи и связанное с ней упрощение технологий получения изображения привело к взрывному росту интереса к фотографии и ознаменовало переход к третьему этапу развития образования фотографов. Всеобщий фотографический бум привел к созданию сначала десятков, а затем и сотен фотошкол. Основными клиентами школ были и остаются фотолюбители, не помышляющие о профессиональной карьере. Чаще всего, это дамы, получившие в подарок фотоаппарат с многочисленными кнопочками и крутилками, в которых трудно разобраться. Для тех же, кто решил сделать фотографию профессией, появились фотоотделения и даже факультеты фотографии в нескольких частных вузах.

Пленочная фотолаборатория

У фотошкол и у ВУЗов с фотоотделениями есть две общие проблемы.

Поскольку унифицированных государственных программ обучения пока не существует, каждое образовательное учреждение придумывает курсы на свой страх и риск. В результате, образование оказывается фрагментарным и несистемным. По сути, в программу включаются лишь те предметы, которыми владеют несколько начинающих преподавателей, чудом привлеченных к работе за очень умеренную плату.

Вторая проблема связана именно с преподавателями. Дело даже не в том, что чаще всего ими становятся молодые люди, которые сами лишь пару лет назад сделали первые шаги в профессии. К сожалению, мало специалистов, которые одновременно являются серьезными фотографами и при этом умеют преподавать, тем более владеют искусством педагогики. В результате, наряду с «учителями», которые сами ничего не умеют (а таких большинство), в фотошколах, да и в ВУЗах работают хорошие фотографы, не умеющие выстроить курс и даже внятно изложить свои соображения перед аудиторией, и неплохие преподаватели с более чем скромными достижениями в фотографии. Вторые, пожалуй, предпочтительнее, но эффективность их все равно близка к нулю.

Учебный процесс

Создавая Институт Профессиональной и Любительской Фотографии (ИПЛФ), мы стараемся справиться с обозначенными выше проблемами, перейдя тем самым к четвертому этапу развития фотообразования в нашей стране.

Программа обучения разработана на основании экспертных оценок ведущих отечественных фотожурналистов и теоретиков фотографии таким образом, чтобы были освещены все стороны профессиональной подготовки фотографа. Это дает возможность получить сбалансированное системное образование, необходимое специалисту высокого уровня.

В качестве преподавателей приглашены ведущие российские действующие фотографы, признанные и общеизвестные мастера фотографии, неоднократные победители World Press Photo и других престижных конкурсов. Достаточно назвать хотя бы такие поистине легендарные имена, как Владимир Вяткин, Игорь Гаврилов, Сергей Киврин, Дмитрий Донской. Все наши мастера не только имеют несомненные высочайшие достижения в профессии, но и являются серьезными педагогами, обладающими многолетним опытом преподавания фотографии. Теоретические дисциплины преподают такие известные ученые, как доктор искусствоведения Вячеслав Шестаков и кандидат искусствоведения Ирина Чмырева.

На данный момент такого преподавательского состава нет ни в одном другом учебном заведении страны.

Учебный процесс. Лекция В. Вяткина​

На первой стадии развития Института, который является структурным подразделением Культурного проекта «РУСС ПРЕСС ФОТО» (руководитель В.Прудников), мы проводим лицензированное обучение по программе ДПО (дополнительное профессиональное образование) по специальности «Фотожурналистика». В дальнейшем будут добавлены и другие фотографические специальности. В перспективе – обучение по программе второго высшего образования.

Еще одно направление нашей деятельности – обучение фотолюбителей, желающих совершенствоваться в фотографии, не переходя в категорию профессионалов. Для них предназначен широкий спектр курсов – от базовых для новичков, до специальных для опытных любителей – по системе ДОВД (дополнительное образование для детей и взрослых).

Библиотека РУСС ПРЕСС ФОТО. Одна из самых больших коллекций фотокниг, учебников и изданий о фотожурналистике, фотографии и фотомастерства. Подборка фотожурналов, в том числе все номера издания "Советская Фотография". ​

У проблемы совершенствования фотообразования есть еще один важный аспект. Как ни странно, до сих пор число хороших и очень хороших фотографов в стране является величиной более-менее постоянной. Снимают теперь миллионы, благо хорошие автоматические камеры общедоступны, а хорошо снимают, как и в эпоху «Фотокоров»,  «Смен» и «Зенитов» единицы. Дальнейшее развитие фотообразования, скорее всего, не приведет к росту числа выдающихся мастеров, хотя бы потому, что помимо знаний и умений нужен талант, а это – штука редкая. Впрочем, это не страшно, поскольку число рабочих мест для профессиональных фотографов ограничено, и найти соответствующую вакансию совсем не легко. Хорошее системное образование, поэтому, нужно не столько для увеличения числа гениев, сколько для выявления талантливых людей, задания им направления для развития и обеспечения всеми необходимыми знаниями и навыками.

Таким образом, принципиальный качественный отрыв фотографов, получивших профессиональное образование, от даже талантливых коллег-самоучек обеспечит им несомненные конкурентные преимущества и сделает желанными и непревзойденными игроками на рынке фотографического труда.

Подготовлено Институтом Профессиональной и Любительской Фотографии (ИПЛФ).
© 2016  РУСС ПРЕСС ФОТО - Москва