© Ксения Юркова. Из серии «Письма только для двоих»

Сегодня исполнилось 17 лет со дня запуска сайта Photographer.ru. Весь семнадцатый год, как и прежде, наша немногочисленная, но глубоко вовлеченная в фотографический процесс редакция пристально следила за тем, что происходило в пространстве российской фотографии, не упуская и мировой процесс в целом. И не смотря на гипотетические опасения о тлетворном влиянии экономического кризиса на развитие индустрии, год выдался не только плодотворным, но и многообещающим.

Одними из первых по традиции объявили результаты организаторы World Press Photo 2015. Российские фотографы оказались небезучастны – Сергей Ильницкий занял первое место в категории «Главные новости» и второе в категории «Спорт», а серия Gaza Conflict Сергея Пономарева была удостоена в категории «Главные новости» 3-го приза.

© Сергей Ильницкий. Кухонный стол. Донецк, Украина, 2014
© Сергей Ильницкий. Кухонный стол. Донецк, Украина, 2014

© Сергей Ильницкий. Из серии Conquering Speed. Нижний Тагил, Россия, 2014
© Сергей Ильницкий. Из серии Conquering Speed. Нижний Тагил, Россия, 2014

Открыла историю нового британского гранта Gomma Photography Grant петербурженка Ксения Юркова, получив средства на издание серии «Письма только для двоих» в виде фотокниги. Впоследствии проект вошел в официальные программы европейских фотофестивалей, в том числе Athens Photo Festival 2015 и Grand Prix Photo Festival 2015 в польском городе Лодзь. В начале лета едва ли не самый актуальный фотографический журнал – голландский Foam Magazine – анонсировал свой список многообещающих молодых талантов, определяющих тренды современной фотографии. В список попали два российских имени – выпускник школы Родченко Данила Ткаченко с серией «Закрытые территории» и парижанка Мириам Медведева с проектом «Когда мы мертвы».

© Анастасия Руденко. Из серии «Рай»

© Сергей Пономарев. Из серии Gaza Conflict. Хан-Юнис, Палестина, 2014
© Сергей Пономарев. Из серии Gaza Conflict. Хан-Юнис, Палестина, 2014

В сентябре ушедшего года еще одна фотожурналистка из России была признана лучшей – Анастасия Руденко из Вологодской области выиграла Canon Female Photojournalist Award 2015 за серию «Рай» о людях, страдающих психическими заболеваниями. Многократно на различных конкурсах, в том числе NPPA Best of Photojournalism, была отмечена серия Татьяны Виноградовой «Меланхоличные дни». А фотограф из Пскова Дмитрий Марков стал одним из трех обладателей лучших Инстаграм-аккаунтов по версии влиятельного фотоагентства Getty Images. Количество его подписчиков на сегодняшний день составляет более 159 тысяч человек.

© Данила Ткаченко. Из серии «Закрытые территории»
© Данила Ткаченко. Из серии «Закрытые территории»

Вместе с содержанием в этом году менялись и формы. В стороне от трансформаций не осталось фестивальное движение – сменив команду идеологов и организаторов, новый формат обрел международный фестиваль «Фотопарад в Угличе». Способность фестиваля ко второму дыханию открывали в частности приглашенные из Петербурга кураторы фонда «ФотоДепартамент» – ведущая секции «Арт Фотография» Надежда Шереметова и Яна Романова, ответственная за документальную фотографию. Совместно они представили в рамках фестиваля большой выставочный проект «Конструкция. Фотография в поисках метода». Куратором третьего большого направления фестиваля «Тревел фотография» стал Александр Тягны-Рядно.

Кроме того, ушедший год вошел в российскую фотографическую историю как год основания двух новых фотографических конкурсов. Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина был учрежден в память о трагически погибшем при выполнении редакционного задания фотожурналиста, а Центр документальной фотографии FOTODOC при Сахаровском центре впервые провел конкурс «Прямой взгляд». Осенний сезон начался с весьма амбициозного запуска новых школ документальной фотографии и фотожурналистики – петербургских «Фотографики» и «ДокДокДок».

© Дмитрий Марков
© Дмитрий Марков

И, наконец, особого упоминания достойны российские авторы за прорыв в сфере фотокниг. То и дело появляющиеся в конце года топы и списки фотокритиков, изданий и издательских домов содержали большое количество российских имен, среди которых, пожалуй, чаще других встречалось имя Александра Гронского. В 2015 году независимое японское издательство The velvet cell выпустило книгу фотографа Norilsk, созданную на основе одноименной серии 2013 года. Вместе с тем на волне популярности фотокниг три независимых автора, имеющих на этом поприще немалые успехи – Елена Холкина, Алла Мировская и Наталия Балута, организовали творческий союз Russian Independent Self-published, всячески способствующий продвижению фотографического самиздата в России, а самиздата российского, в свою очередь – на международной сцене.

Редакция Photographer.ru желает российским фотографам и всем почитателям российской фотографии еще более искрометного нового года!