За плотно закрытыми дверями московской Школы Нового Кино показали фильм «Atlas» Антуана Д`Агата. Меланхолическое героиновое анти-порно фотографа агентства Magnum смотрела Анна Комиссарова.

Толпы молодых фанатов трепещут, глядя на фотографии Антуана Д`Агаты, но документальные фильмы, снятые им за последние десять лет, в России мало кто видел. В Интернете их найти сложно, с публичным показом еще сложнее: им легко вменить порнографичность, пропаганду наркотиков и проституции.

Сцены секса, снятые изнутри самой сцены, натурализм внутривенной инъекции, любительская съемка с эротических шоу — блюстители общественной морали вряд ли обратят внимание на полное отсутствие объективации и нейтральность взгляда художника, который давно, неутомимо и последовательно исследует сферу сексуальных услуг.

© Antoine D'Agata

В 2004 году Д`Агата снял экспериментальную короткометражку «Чрево мира» (Le Ventre du Monde), через год в Японии — полный метр о порноактрисах, проститутках и стриптизершах («Сборник изречений» / Aka Ana, 2006). В 2013 году в девяти мировых столицах — в Киеве, Мумбаи, Сан-Хосе, Софии, Бангкоке, Осло, Триполи, Токио и Париже — он снимает фильм Atlas, в котором рассказывает о проституции глобально. Сейчас «Чрево мира» невозможно найти, а «Сборник» и «Атлас»  вместе воспринимаются как диптих. Оба построены по общему принципу, без явного нарратива.

Визуальный ряд состоит в основном из картин обезличенного и грубого секса, наркотической отрешенности и мертвенных пейзажей. Независимо от него женщины на разных языках рассказывают об одиночестве, страхах, мужчинах и невозможности любви. Д`Агата доносит до нас их голос, он преодолевает замкнутость отчуждения, в которой они находятся, и безмолвие тела, включенного в товарный обмен. Слово возвращает им утраченное достоинство, место в социуме и национальную идентичность. Проституция в эпоху глобализации лишена культурных различий — место съемок фильма «Atlas» определяется посредством языка, на котором говорят героини.

© Antoine D'Agata

Изображая изнанку мира, погруженную в полумрак ночных улиц, грязных борделей, наркопритонов, Д`Агата использует живописные художественные приемы. Рембрандтовский свет, проливающийся в сумеречную плотность, беконовская размытость, статичность поз — незавидная жизнь проституток выглядит прекрасной в самом традиционном понимании, как на картинах Караваджо или в работах экспрессионистов. Женщин, подвергающихся общественной стигматизации и осуждению, Д`Агата показывает как мучениц, смиренно переносящих насилие, унижение и боль. Страдающее тело проститутки, не испытывающей вожделения, соответствует христианскому идеалу достижения духовной чистоты путем аскетизма и умерщвления плоти. Изнуренное наркотиками и властью другого, тело теряет связь с душой, сбрасывая с нее вину и возвращая проститутке надежду на обретение блаженного тела.

В этом смысле первая часть кино-диптиха — жесткий и откровенный Aka Ana вскрывает механизм сексуальной объективации и формирует «Сборник изречений» о насилии и губительных страстях. В «Атласе» осуществляется трансгрессия. Агония сменяется новым состоянием, свободным от желаний, страхов и страданий, проститутка превращается в подобие Мадонны, а в конце темного коридора борделя брезжит свет туманного утра.

© Antoine D'Agata