Harry Callahan: Photographs by Harry Callahan
Мягкая обложка: 200 страниц
размер: 11.1 x 9.2 x 0.7 inches
издательство: Bulfinch (1 апреля, 2001)
язык: английский
ISBN: 0821227270

© Emmet Gowin, Гарри Каллахан, 1967
© Emmet Gowin, Гарри Каллахан, 1967

Книга дает практически полное представлении о творчестве американского фотографа Гарри Каллахана. Хотел написать – «выдаюшегося» или «известного» - но удержался – мы то с вами знаем, как мало значат эти генеральские звездочки в наше время. Нет – просто фотографа, человека который умел видеть.
Есть фотографы, которые создают говорящие картинки, у некоторых получаются кричащие или бормочущие. Ни первое, ни второе, ни третье не имеет никакого отношения к Гарри Каллахану – каждая фотография которого – абсолютно безмолвная самодостаточная вселенная без смутных подтекстов и идей, такая, какой и должна быть настоящая фотография. «Все, что добавляет третье измерение изображению – измерение времени, звука или движения, идеи или значения – все, что добавляется к фотографическому изображению с целью приблизить его к реальности, заставить его имитировать реальность – прямое насилие которое разрушает параллельную вселенную фотографического образа» (Бодрийар).

Пройдя через всевозможные фотографические эксперименты и манипуляции, Каллахан пришел к ошеломляющим своей простотой фотографиям травы, веток, океана. И к самой известной и загадочной своей фотографии – «Элеонор». В его записях мы находим замечательную фразу: «Я думаю, что почти каждый художник постоянно хочет достичь грани ничто (edge of nothingness) – точки, из которой уже невозможно идти дальше»… Вероятно это и было целью его творчества – освобождение от пустых оболочек, почти буддистское стремление к светящейся точке пустоты.

© Harry Callahan. Элеонор. Чикаго, 1949
© Harry Callahan. Элеонор. Чикаго, 1949
В отличие от фотографов, ставших известными благодаря своему стилю (например Картье-Брессон или Роберт Франк), Каллахан намеренно не стремился к «узнаваемости» своих фотографий, сделав это своим кредо. И чудесным образом именно это и стало его стилем – что-то, не поддающееся анализу, воздух постоянного изменения, воздух свободы. «Я все время меняюсь, писал он, - моя работа есть результат изменений, произошедших в моей жизни. Фотограф не растет до тех пор пока он не поймет сам себя…». Фотография была для Гарри одним из вариантов религиозного служения, инструментом для постижения тайны реальности. И он владел этим инструментом виртуозно.
Вся книга – бесконечное тому подтверждение. Потрясающий по силе и наглядности учебник фотографического видения.