Прежнего Браткова, с его издевательским юморком, давно не узнать. Он мрачен, тревожен, растерян. Вероятно, степень абсурда и безумия мира зашкалила настолько, что даже известному любителю треша перестало быть смешно. В поисках душевного покоя и «счастия вечной любви» он устремляется в глухую российскую деревеньку Цинеево под Смоленском, где по официальным данным проживает всего 10 человек.

То же самое Сергей Братков предлагает проделать и посетителям его выставки с помощью «Заговорной» водки, стоящей на входе и транспортирующей сознание в реальность тотальной инсталляции, которая представляет собой пространство внутреннего пейзажа    беспокойной русской души. Дремучего, как лес средней полосы и жутковатого, как заброшенная деревня. Для полноты ощущений галерея наполнена таинственными звуками, усугубляющими и без того сильное чувство напряженности и приближающейся опасности, которое сквозит повсюду.

Первое, что видит зритель – крупноформатные пейзажные фотографии, усеянные высушенными тельцами лягушек. Согласно народным поверьям, нашествие лягушек служит предвестьем большой беды. И  она не заставляет себя долго ждать. В стоге сена вспыхивает пожар, в небе надвигается грозовое облако, на ветках деревьев висят сапоги, маленькая армейская машина и золотая цепь, как после случившейся катастрофы. Фотоснимки с изображениями леса беспомощно лежат на полу, прибитые кусками земли.  С холма катится под откос колесо, и человек в темном одеянии не в силах его остановить. В красном углу вместо иконы установлен большой деревянный круг, накрытый черным полотном, с текстом  заговора: «Пути распути/лучи разлучи/ плеть расплети/ топь утопи» — последней иррациональной надежды на чудо в ситуации, когда кажется, что не только на бога, но и на человеческий разум надеяться уже бессмысленно.  

Братков репрезентирует магическое восприятие реальности, пробуждаемое усиливающимся в последнее время ощущением повсеместного заговора. Поэтому, как в русской народной сказке «у страха глаза велики» крючковатые деревья, покосившиеся избушки кажутся такими живыми и зловещими. Да и фотография перестает быть просто фотографией — сквозь нее проступает пугающая реальность в виде настоящих мертвых лягушек, комков земли. Благодаря найденным объектам, она становится гиперреалистичной и тяготеет скорее к скульптуре.

«ЗаговОр» – логичное продолжение предыдущих выставок Сергея Браткова «В поисках горизонта» (2008) и «Ни войны, ни мира» (2011) в галерее «Риджина», отображающих состояние уходящей эпохи. Битое стекло, хлам, разорение, практически полное отсутствие людей на снимках. Критики тогда усмотрели в этих сериях предчувствие  войны.

В своей новой работе Братков уходит от прямых комментариев по поводу происходящего сегодня, и на первый взгляд она выглядит неоправданно эскапистской. Но иногда стоит помолчать, «развиртуализироваться» – вырваться из круга бесконечных новостных лент и обсуждений, потерявших всякий смысл. Для очищения восприятия от страха, безысходности и тлена.