Прошло двадцать лет с момента самого массового убийства конца XX века – геноцида в Руанде, в ходе которого за 100 дней были убиты около миллиона человек. В память об этих событиях голландки фотограф Анук Стекете / Anoek Steketee совместно с журналистом/режиссером Эфе Бланкевурт / Eefje Blankevoort создали трансмедийный проект о Руанде эпохи пост-геноцида. Масштабная экспозиция представлена в Амстердаме в Музее фотографии Foam и включает фотографии и видео-инсталляции, общедоступные не только в музейном пространстве, но и в формате web-documentary.

Вопреки возможным гипотезам, проект содержит минимум архивных хроник, и не детализация трагических событий прошлого его предмет. Он обращен, прежде всего, к настоящему и будущему. Отправившись в Руанду, художницы задались вопросом – как преследователи и жертвы могут сосуществовать после произошедшего братоубийственного кровопролития? Этот вопрос стал залогом фундаментальности художественного высказывания, увлекая в вечные темы преступления, покаяния, прощения. Однако же вневременность базовых общечеловеческих категорий приправлена остротой феномена относительно нового, характерного для информационного общества, а в сегодняшней мировой политической ситуации особенно актуального – роли масс-медиа в социальных процессах. Именно эта роль, заключающаяся в почти магической способности средств массовой информации конструировать свою собственную реальность, вовлекая в нее, заражая ей миллионы человеческих умов, была положена в основу названия проекта Love Radio.

Предыстория выбора лиричного заголовка про любовь, а вместе с ним и одного из основных «посланий» проекта, заключалась в том, что в злополучном 1994 году, именно радио стало ключевым средством систематической националистской пропаганды, а затем и орудием войны. Прямые призывы к массовому убийству верстались в эфире широко известной радиостанции с поп-музыкой и сомнительными юмористическими передачами. Фраза «Тараканы истреблены. Присоединяйтесь к нам праздновать!» – документальное свидетельство-цитата из трансляции двадцатилетней давности звучит в видео-эпизодах как жуткий навязчивый рефрен. Риторика ненависти, вопиющая и раздирающая, укрепила за радиостанцией неофициальное имя «hate radio». С окончанием геноцида она была закрыта, а спустя еще около десятка лет основатели и идеологи понесли заслуженное наказание. До сих пор Руанда находится в процессе национального примирения. Процесс этот неизбывен, как сама память. Но теперь на той же самой частоте вещания еженедельно транслируется мыльная опера Musekeweya, что в переводе означает «Заря нового дня».

Мелодраматический радио-сериал, слушатели которого составляют 80% населения Руанды, повествует о двух вымышленных африканских деревнях. Между жителями есть место и вражде, и дружбе, и любви в духе шекспировских Ромео и Джульетты. На первый взгляд, это типичный сериальный нарратив, полный интриг, романтических эпизодов, ярких героев и их антагонистов. Но по замыслу его создателей развлекательная функция здесь подчинена образовательной, несущей слушателям поучительное знание о том, как зарождается насилие и как его можно предотвратить. Такая реинкарнация эфирной радиовещательной частоты и дала название трансмедийному произведению Стекете и Бланкевурт – любовь против ее главной дихотомии.

Проект Love Radio балансирует на грани факта и вымысла. Постановочные портретные фотографии с тщательно сконструированным светом и цветом, поэтические пейзажи, олицетворяющие тишину и спокойствие, идилличны лишь на первый взгляд. По мере погружения в видео-интервью с создателями и слушателями культовой мыльной оперы, виновниками и жертвами геноцида становится очевидно, что действительность куда более сложна и многомерна, чем кажется, а двадцати лет недостаточно для прощения и покаяния. В то время как в мыльной реальности торжествует хеппи-энд, насущная, уходящая корнями в травму прошлого, ему сопротивляется. Вместе с тем примирение ни коим образом не должно стать забвением. Память о пережитой боли уберегает от трагедий будущего.

Экспозиция проекта Love Radio открыта до 7 сентября 2014 года.