Ключевые слова: выставки, истоки, классики

После того как в 1948 году была представлена первая камера, с чьей помощью можно делать моментальные снимки, основатель Polaroid Эдвин Лэнд заметил, что, работая над новым изобретением, компания ставила перед собой, по сути говоря, эстетическую цель — создать доступный инструмент для тех, кто проявляет художественный интерес к окружающему нас миру. Эти слова не были фигурой речи или частью маркетинговой раскрутки. Свою задачу корпорация, имевшая уже тогда репутацию фабрики инноваций, претворяла последовательно. В 1949-м на должность своего арт-консультанта она пригласила Ансела Адамса. Знаменитый мастер пейзажа не был единственной творческой персоной, сотрудничавшей с Polaroid. Долгие годы компания осуществляла грантовую программу для художников, снабжая ее участников передовыми камерами и пленкой и предлагая протестировать свежие придумки. Так среди советников фирмы оказались Энди Уорхол и Роберт Раушенберг. Взамен оказанной поддержки Лэнд просил фотографов жертвовать некоторые из их работ в пользу фонда корпорации, в результате чего сформировалась коллекция из 16 000 кадров.

Даже когда моментальный фотоаппарат стал частью массовой торговли, контора продолжала пестовать свою связь с миром искусства, а тот, в свою очередь, охотно экспериментировал с технологиями Polaroid. В особой мере этот интерес развился с выходом в 1972 году культовой модели SX-70, популярной и у тогдашних классиков фотографии, и у младшего поколения сегодняшних авторов. Выставка The Polaroid Years, открывшаяся в арт-центре Вассар-колледжа в Поукипзи, штат Нью-Йорк, обозревает как раз те четыре десятка лет (с 1970-х до наших дней), на протяжении которых художники использовали известную камеру. В Америке это первая подобная экспозиция. Но нет случайности в том, что она появилась именно в галерее упомянутого учебного учреждения: Вассар-колледж получил в дар собрание снимков Энди Уорхола, и полторы сотни из них являются полароидами.

Ретроспектива представлена сорока авторами и открывается работами таких мэтров, как Ансел Адамс, Уолкер Эванс и Андре Кертеш. Каждый из них ставил свои опыты с моментальными изображениями: первый, снимая пейзажи, исследовал способы их тонирования; второй, ранее пренебрегавший цветом, изучал привычное для него пространство улицы более детально, чем когда-либо; третий, будучи связанным эстетически с сюрреалистами, двигался в сторону абстрактных и атмосферных кадров.

Особое место на выставке занимают фотографии Лукаса Самараса, одного из тех художников, для которого полароиды стали полем для личных изысканий. Его серия AutoPolaroids практически полностью состоит из психоделических автопортретов, на поверхность коих вдобавок нанесена краска. Работы Дэвида Хокни демонстрируют возможность с помощью монтажа превратить компактный моментальный снимок в монументальное полотно. Джек Батлер, представитель более молодого поколения, вдохновившись Уорхолом, фотографирует вырезки из мужских журналов, составляя поп-артовые композиции. Миранда Лихтенштейн делает камерные натюрморты с увядающими растениями. Лиза Оппенгейм пробует черно-белую печать. Целая плеяда авторов развивает направление доморощенного легкого порно, волна которого наблюдалась еще в 1970-х среди тех, кто использовал камеру SX-70. Экспозиция, словом, показывает все многообразие применения полароидов.

Выставка The Polaroid Years открыта в арт-центре Вассар-колледжа до 30 июня.