Обложка книги "Euro visions"
Обложка книги "Euro visions"

Euro visions Chypre / Estonie / Hongrie / Lettonie / Lituanie / Malte / Pologne / Republique Tcheque / Slovaquie / Slovenie par dix photograpes de Magnum. Karl de Keyzer / Martine Franck / Alex Majoli / Peter Marlow / Martin Parr / Mark Power / Lise Safrati / Chris Steele-Perkins / Donovan Wylie / Patrick Zachmann © MagnumSteidl / Editions du Centre Pompidou, Paris 2005.

Данная книга — каталог большой выставки, проходившей с 15 сентября по 17 октября 2005 г. в центре Помпиду, в Париже. Еврообъединение — тема актуальная, знакомство с новыми сожителями по Большому Европейскому Дому — важнейшая социальная задача; вот Евроокраине и была посвящена выставка и, соответственно, каталог. Окраине не в смысле экономического неблагополучия (вряд ли знаменитое агентство Магнум взялось бы за прямую агитку — так, Карл де Кейзер снимал зажиточную Мальту) — но в смысле влияния каждой из окраинных стран в отдельности на европейскую политику, в смысле вклада в общеевропейскую экономику, в смысле малоизвестности, если можно так сказать. Итак, десять европейских стран в объективах десяти магнумовских фотографов (сплошь уроженцев «Большой Европы» — Франция, Бельгия, Великобритания, Италия). Исследование соседей, таких двоюродных кузенов по матери, которых раньше знали только по рождественским открыткам, но с которыми теперь предстоит жить под одной крышей.

Euro visions это большая выставка, на которой представлены не только традиционные фотографические отпечатки, например, Латвия (Алекс Майоли) — это мультиэкранная проекция, Литва (Лиз Сарфати) — проекция со звуковым сопровождением; Венгрия (Патрик Захман) — инсталляция из 43 фотографий. Чехия (Мартин Франк) — тоже проекция… Но контраст представленных взглядов на окраинную Европу проявляется не в том, как организована репрезентация (в книге ее форма и вовсе не очевидна). Куда сильнее эстетический контраст между мрачной «социальной» Латвией с заснеженными пространствами, ч/б-лицами, советскими многооконными бетонными постройками (Майоли) — и цветастой раблезианской Словенией (Мартин Парр): полуголые люди, сусальная декоративная радость, торжество не плохого вкуса даже, но отрицания вкуса как такового, давайте жить! — ягоды в лотках, затылки купальщиков, колбаса в соусе. Перевернули страницу — и уже настала нежно-пастельная Польша (Марк Пауэр) — геометрическая, отвлеченно-абстрактная, но неожиданно человечная и уютная, переосмыслившая ржавые железные конструкции как нечто ритмически близкое к осеннему хвойному лесу. По соседству опаленный солнцем, разделенный колючей проволокой с ООН-овскими миротворцами Кипр — туристический и налоговый рай с одной стороны, самопровозглашенная турецкая республика — с другой; небольшой остров, на котором есть песчаные пляжи и минные поля. Здесь же расположилась Эстония (Донован Уайли), которая вся — серия уличных портретов; молодые люди, старые люди — главное, европейцы. А в Словакии (Крис Стил-Перкинс) — красиво и, похоже, по-хорошему филистерски все устроено. А в Литве (Лиз Сафрати) — тонкие одухотворенные лица, и советская материальная база в наследство… И т.д. и т.п.

»Мы такие разные, и все же мы вместе» — замечательный лозунг. Только нужно учитывать и оборотную, темную сторону еврообъединения, о которой до недавнего времени не принято было говорить. Во Франции и Голландии провалился проект Евроконституции — по экономическим причинам. Предоставление равной суммы прав гражданам новых восточных стран-участниц Союза вызовет резкий приток дешевой рабочей силы, легальной рабочей силы, — покуда как-то сдерживаемый законодательно. В благополучной Франции уже проживает неблагополучное мусульманское пятимиллионное меньшинство, растет безработица и социальная напряженность; будто иллюстрируя положение вещей (и как раз вскоре после окончания выставки Euro visions), молодежные мусульманские бунты, начавшись во Франции, прокатились по всей Европе. А что будет, когда в Евросоюз примут Турцию! — а ведь ее примут. В таком контексте жители «старых и уважаемых европейских держав» чувствуют замешательство: кто эти дальние родственники, и где вообще эти страны находятся? Подобная ситуация не могла не породить массивный социальный заказ: следует наглядно продемонстрировать публике, что в малых европейских странах живут обычные нормальные люди — такие же люди, как и мы, не надо их бояться, наши проблемы схожи! «Они тоже любят своих детей», перефразируя песню Стинга.

Вот кто из фотографов что увидел — то и получилось. Социальное искусство «работает» только тогда, когда искусство первично относительно социальности; значит, фотографии Euro visions должны срабатывать. Можно еще порефлексировать над взглядом «больших» европейцев на «малых», раскланяться со знакомыми — а потом на эскалаторе подняться выше, на крышу центра Помпиду — здесь отличный ресторан George, вид на Эйфелеву башню. Да, у нас заказан столик.