Французский фотограф Тиан Доан на Шомпассак / Tiane Doan na Champassak начинал с визуально и тематически абсолютно традиционных для фотожурналистики историй (добыча угля, СПИД, вопросы гендера и религии), которые снимал в традиционных же местах — Индия, Мексика, Эфиопия.

Однако, одна из самых интересных его работ находится на максимально противоположном полюсе — очень личная, найденная в собственном доме, нежная и лирическая.

Книга «Отец поп танца» / «The Father of Pop Dance» (2012) — коллекция случайно найденных Тианом фотографий своейго отца, который зачем-то в 1967 году в Лос-Анджелесе пришел в студию, танцевал перед камерой, меняя при этом три раза одежду, а после оставил снимки пылиться в коробке, которую никто никогда не видел.

Тиан Доан на Шомпассак — имя и сына, и отца. Однако, сын не узнает или узнает заново своего родителя: «отец поп-танца» — это и мой, и не мой отец. Тиан не знает, почему были сделаны эти снимки, и уже не спросить.

Наверное, невозможно без иронии и одновременно восторга смотреть на собственных родителей, которые танцуют. Ты видишь, как меняется их язык тела на совершенно не привычный.

Тиан танцует один. Без публики. Без последующей демонстрации изображений. Без какой-либо очевидной цели. Но с явным удовольствием и самоотдачей, как можно танцевать только в состоянии, о котором поет Билли Айдол в песне «Я танцую с собой»  / «I’m dancing with myself». Хотя музыки-то зритель и не видит, фигура отца остается вырванной из нее, а сами карточки в дальнейшем — вырванными из семейной практики показывания фотографий. И фон — абсолютно странный для поп-танца, какой-то космический, трагический, невероятно контрастирующий с пестрыми поп-нарядами Тиана. Космического ощущения добавляет также и осознание того, что все-таки герой не один — перед ним камера (очень хочется представлять, что без фотографа). И на изображениях в книге тоже присутствует космос — белые звезды. Или это свет от зеркального диско-шара? Или просто следы от разрыва отпечатков, когда-то сложенных «лицом к лицу»?

Достаточно тяжелая и заламинированная бумага книги подчеркивает контраст — «вечное, тяжелое, космическое/сиюминутное, попсово-легкое, такое человеческое». Спираль добавляет движение, а закругленные углы и размер страниц (17×21,5) отсылают к оригинальным фотографиям, найденным Тианом.

Публикация «Отец поп-танца» напоминает серию изданий «Почти в каждом изображении» / «In Almost Every Picture», которую выпускает Kessels Kramer Publishing. Одиннадцать книг представляют собой собрания фотографий из разных семейных архивов, где на каждой картинке повторяется какой-либо элемент или ситуация: черная непонятная собака, которую невозможно разглядеть; женщина, стреляющая на протяжении всей жизни в тире и получающая каждый раз в качестве приза свой портрет в момент выстрела; невозмутимый кролик, которому хозяин зачем-то регулярно кладет нелепые предметы на голову. В последнем выпуске, вышедшем в 2012 году, — коллекция снимков пары из Флориды: Фред все время фотографирует свою жену Валери. В воде. При любых обстаятельствах, в любых местах, в любой одежде.

Архив Тиана Доана на Шомпассака — «картина» одного события. В «Почти в каждом изображении», как правило, прослеживается история персонажей или объектов через время. Желание людей ритуально из раза в раз из года в год снимать похожие сюжеты — отдельный феномен. Зачем люди делают это? Чтобы не потерять момент? Чтобы кому-то что-то доказать? Чтобы просто получить удовольствие? Несомненно лишь то, что если бы у Фреда и Валери был ребенок-художник, он был бы счастлив архиву родителей.