Русский Аванград. Из собрания Российского государственного архива литературы и искусства. Вступительная статья Т. Горяевой, A. Сарабьянова. Биографии  художников и каталог: E. Гаспарова, T. Горяева и др. Москва: РГАЛИ —, 2004. ISBN 5-7709-0303-1.
31 х 25 cm, hardbound, dust-cover, 164 p., Russian/English, incl. 200 b/w and color ill.

Книга была подготовлена Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ) в рамках программы «Изобразительные источники РГАЛИ», проводимой при содействии Фонда Форда. Публикация книги была приурочена к проведению одноименной выставки Архива в Государственной Третьяковской галерее. Выход в свет этого издания дает новые возможности для изучения творчества мастеров русского и советского авангарда — Владимира Татлина, Александра Родченко, Александры Экстер, Александра Веснина, братьев Штеренберг, Эля Лисицкого, Густава Клуциса и других. Эта книга вводит в научный и выставочный оборот более сотни памятников русского авангарда, малознакомых за пределами круга архивных исследователей.

«Русский авангард из собрания РГАЛИ» впервые публикует интереснейшие произведения фотографии, созданные в контексте русского авангарда, и обозначает современное отношение к фотографии в истории этого движения со стороны музейного и исследовательского сообщества в России. На страницах книги представлено 49 фотографий, и, кроме не публиковавшихся ранее вариантов знаменитой фотографической рекламы карандашей Pelikan  Эля Лисицкого и его же портрета  Ганса Арпа, остальные фотографии анонимны. Точнее, указано кто или что на них изображено и указано, что техникой, в которой выполнено изображение, является фотография. Таким образом, если это не Лисицкий или Родченко (который в данном издании представлен своими великолепными коллажами), то остальные авторы — лишь хронографы развития русского авангарда, они запечатлевали облик художников, их произведения — не более.

Г.Клуцис и С.Сенькин
Г.Клуцис и С.Сенькин

До сих пор фотография вне фокуса исследований русского авангарда. Она сопровождает его развитие в 1910-е-1920-е годы, но не воспринимается как неотъемлемая составляющая его процесса. Уже признана фотография 1920-х годов — фотография советских конструктивистов, но истории фотографии русского авангарда пока не существует. Несмотря на прогресс в изучении русской фотографии начала ХХ века, наметившийся в последнее десятилетие, фотографии проекта Александры Экстер для кинофильма «Аэлита» (1923), запечатлевшие его так, что художественная идея считывается зрителем во всей полноте, публикуются сегодня с указанием только имени художницы. Цианотипия 1927 года Сергея Сенькина лишь часть коллажа Алексея Крученых; а фотографии 1922-1924 гг. в стиле Свищова-Паолы декораций и костюмов Александра Веснина есть лишь фиксирование идеи великого архитектора и сценографа. Действительно, многие фотографии из архивов художников не подписаны авторами, но даже рассмотрение воплощения авангардистских идей в фотографии пока еще не стало темой исследований.

В связи с этим, и открытие имен фотографов русского авангарда, и исследование развития фотографии русского авангарда откладывается на некоторый срок.