В этом, как в прошлом году, два этажа Центрального выставочного зала «Манеж» частично отдали иностранным и российским кураторам. Один из проектов — презентация итогов немецко-австрийского Фотофестиваля «Горизонты», проходящего в небольшом курортном городке Цингст на Балтийском побережье Германии. В качестве гостей на фестивале в прошлые годы появлялись и петербургские фотографы. Ответные гастроли в этом году включают два десятка фотографий, выбранных из числа победителей последнего фестиваля. Экологическая направленность «Горизонтов», конечно, диктует свою тематику, но жанровое разнообразие — от репортажа, до арт-фотографии, и индивидуальность взглядов и манер авторов настолько разнообразят результаты, что порою забываешь о начальном посыле фестиваля и конкурса.

Хит «Горизонтов» — «Мечта» Оливера Таманини. Обнаженная немолодая модель, в чепчике, то ли над бездной, то ли над гладью воды, поднявшая голову к облакам, выглядит языческим божеством, застывшим между небом и землей. Эмблемой нынешнего фестиваля стала фотография Давида Хетиша «Истинное богатство нашей планеты». Это портрет осьминога. Надо думать, не только у болельщиков, но и любого внимательного слушателя новостей эта работа вызывает однозначные ассоциации с известным осьмингом-оракулом и невольно выглядит как каламбур.

В отличие от того же World Press Photo, экспозиция которого, кстати, открывалась в Петербурге в день вернисажа «Диалогов», здесь — в основном — экзотическая природа и легкая социальная сатира. Но несколько работ намекают на катастрофические факторы, не говоря о них прямо, чем производят довольно сильное впечатление. Так, не сразу замечаешь руины на фотографии Эллис Смт, но большой транспарант c надписью «We Need Help» заставляет всмотреться в пейзаж внимательней, и тогда понимаешь, что перед тобой — Гаити после недавнего землетрясения. Герд Людвиг показывает то, что поначалу кажется свалкой ставших ненужными игрушек и детских кроваток. На деле это брошенные в панике эвакуации ясли возле атомной станции, потерпевшей аварию.

По большому же счету, к Стефании Шиллер, представляющей «Горизонты» на «Диалогах», одна претензия — некоторые фотографии могли бы достойно смотреться как часть серий. Возможно, на фестивале в Германии они и были представлены таким образом. Тем же недостатком страдает фотография, представленная Кариной Вебер в рамках проекта «Современное искусство Саксонии», где показаны одиночные работы Михаэля Ланге, Хи Сегун Ли и Стефана Шрёдера, производящие впечатление недосказанности, этюдности.

Куратор «Диалогов», Лариса Скобкина, представила на биеннале и несколько самостоятельных фотопроектов. Художник из Польши Сесилия Малик привезла в Петербург концептуальный проект «365 деревьев» — в течение года она залезала на деревья в разных частях света, в разную погоду и время суток, фиксируя результаты своих маленьких приключений. Андрей Чежин, начавший десять лет назад проект «Кнопка и модернизм» — серию омажей любимым художникам XX века, — в прошлом году вернулся к нему, и снял пятьдесят новых фотографий — все они демонстрируются на «Диалогах».

Исландка Гейтруда Финнбогаттир таким образом обрабатывает фотографии классических архитектурных памятников Рима, что их симметрия производит впечатление неправильности, результата не прямой фиксации, а обработки на компьютете в графическом редакторе. Разрушая привычную гармонию, Финнбогаттир в то же время говорит о том, что альтернативой ей может быть только извращенный взгляд.