Фоторепортаж о Москве — что может быть проще и одновременно сложнее? Конкурс московского Дома фотографии «Серебряная камера» несколько лет назад взял на себя труд коллекционировать и архивировать новейшую московскую историю, лучшие ракурсы столицы и примечательные лица москвичей. Московские власти прониклись благородством задачи настолько, что в этом году общий призовой фонд составил 50 тысяч долл.

МДФ, законодатель светских фотографических концептов и веяний, в этом году пустился на маленькую хитрость: чтобы не вручать по третьему разу премии одному и тому же кругу лиц от своего имени, устроил народное голосование. Фотографии-участники не подписаны, зрители выбирают понравившиеся объективно и беспристрастно, голосуют анкетами — в общем, референдум. За несколько часов до открытия выставки на паспарту еще висели бумажки с именами и присутствие «круга» подтвердилось: Владимир Мишуков, Игорь Мухин, Илья Кейтельгиссер, Георгий Первов. Много фотографий лишних и «проходных». Но главный принцип присутствия в «Серебряной камере» соблюли все участники: снимать сериями по 4—8 работ.

Собственно фотография как произведение искусства на наших глазах теряет позиции и авторитет, на ее место встал проект. В потакании проекту, а не фотографии как единственно уникальному кадру таится большая опасность — потенциально возможный «случайный» шедевр уже на стадии замысла и подготовки разбивается на несколько рядовых снимков в рамках заданной темы проекта.

В номинации «События и повседневная жизнь» отдельного внимания заслуживает серия Георгия Кеймака «Метро», снятая «с проводкой» — безглазая человеческая масса в подземных переходах и заглатывающее пассажиров жерло эскалаторов. Убедительна и языческая мощь подземных сил, и ежедневная мистерия московских будней, подчеркнута скромная роль человека как части перемещенной массы. В номинации «Архитектура» остроумно выступил Владимир Пыхонин с серией «Высотки Москвы»: вместо сталинского семиглавого ампира — панельки спальных районов. Илья Кейтельгиссер увековечил Краснолужский мост во всей реконструированной красоте. А Владимир Мишуков придумал две актуальные и легко читаемые параллельные серии «Неоновые мечты» и «Семейный портрет мечты».

Вообще отчетлива тенденция возвращения жанров группового портрета и портретов передовиков производства — рабочих ЗИЛа, работниц фабрик «Красный Октябрь» и «Конфаэль». В групповом портрете доминирует энергия массы и отсутствие лиц: общая примета большинства работ нынешней «Серебряной камеры», портреты передовиков производства представляют человека как функцию (на этой выставке). Фотограф, делая проект, ориентирован на создание имени-брэнда, и фотография лишь инструмент на этом пути. Тогда как просто фотографу кроме фотографии как результата больше ничего не нужно.