Писать статью об Андрее Безукладникове и его персональной выставке для Photographer.ru задача непростая. Тем более, когда сам автор попросил — «Кто, кроме вас напишет о выставке в Перми?»

Наш земляк, Андрей Безукладников, исполнил мечту всех провинциальных фотографов, переехав в Москву и добившись там успеха. Многие старые знакомые — художники, фотографы приходят на встречу с ним, сетуя, что теперь к нему сразу и не пробиться — только по записи. «А раньше без всякой записи в соседних мастерских работали»... Время, ставшее прозрачным в Москве, в Перми осталось тем же, что и было в восьмидесятые — плотным, как бы остановившимся, похожим не на прозрачную пленку, а на старую пожелтевшую засвеченную фотобумагу.

И то предчувствие свободы в 80-е, духом которого пронизана выставка Безукладникова, здесь так и осталось предчувствием. Свободы в области искусства за последние двадцать лет здесь не прибавилось ни на вдох.

На ретроспективной выставке, куратором которой стала Ольга Свиблова, представлены работы из нескольких серий: это «Черная линия. — Время. Близнецы»; портреты ныне известных людей, бывших в 80-е молодыми маргиналами от искусства (Жанна Агузарова, Андрей Битов, Петр Мамонов, Тимур Новиков, Гоша Острецов, Алексей Парщиков, Дмитрий Пригов и другие); пейзажи окраин Москвы, Перми и Петербурга, повседневные бытовые этюды в мастерских художников и собственной фотолаборатории Андрея Безукладникова в помещении московской дворницкой.

Прозрачное время здесь не просто метафора прозрачной фотопленки как носителя, архивирующего опыт. Узор времени в случайном порядке складывается под линзой объектива из частиц и фрагментов растений, пейзажей и лиц как в калейдоскопе, воссоздавая личное восприятие автора. «Безукладников запечатлел лики слома эпохи — десятилетия 80-90-х, — говорит Ольга Свиблова. — Показал их хрупкими и прекрасными, с европейской отстраненностью и русской чувственностью. Эти работы и в то время входили в общий контекст мирового фотоискусства и лет на двадцать пять предопределили развитие фотографии русской».

Символично, что предчувствие свободы, характерное для столицы 80-х, которое уловил Безукладников, присуще и сегодняшней Перми. Надежда вырваться из оков догматической и закосневшей провинциальной культуры сегодня становится здесь духом времени. Возможно, что-то изменится и для того, чтобы творить, необязательно будет переезжать отсюда в Москву, как сделал это двадцать лет назад Андрей. Кстати, сам он видит свою роль в том, чтобы стать для родного города ниточкой, связующей Москву и Пермь, дать возможность талантливым людям из глубинки заявить о себе.

Фотографии из серии «Черная линия — Время. Близнецы» — это соединенные в одной раме, два очень похожих снимка с черной чертой посередине. По словам автора, их нельзя снять специально, они могут найтись только случайно, «в контактах», по прошествии времени. В этом есть мистика — на первый взгляд, эти карточки кажутся игрой «Найди двенадцать отличий»: небольшая смена ракурса, состояния облаков, еле зримое дуновение ветерка на кронах деревьев. Но это два разных снимка, главное отличие между которыми — время. И каков этот промежуток — двадцать секунд или двадцать лет — совершенно неважно.

Сегодня Пермь играет в ту же игру, и найти отличия новой Перми, отмеченной знаком современного искусства, от вчерашней, закрытой для всего нового, нелегко. Останется ли предчувствие лишь предчувствием? В любом случае, выставка Андрея Безукладникова именно здесь и сейчас действительно актуальна и современна, воссоздавая и создавая пермскую культурную ситуацию.