В Братиславе, Словакия, прошел тринадцатый Международный фестиваль «Месяц фотографии», подготовленный Фондом поддержки фотографии Fotofo. Это ежегодное событие, знаменующее начало ноября — самого активного по количеству фотографических событий месяца Европы, — давно стало привычным и значимым. По числу участников и географии представления в Братиславе можно судить об изменении фотографического ландшафта не только европейского, но и американского. В этом году месяц фотографии собрал немногим более 30 выставок, но они представили фотографию США и Канады, Испании, Франции, Германии, Балканских государств и стран Центральной и Восточной Европы, России. Для участия в официальной неделе открытий фестиваля приехали гости из 20 стран.

Фестиваль начинался в 1991 году в Братиславе, ставшей за два года до того столицей нового государства, и задумывался как центр, аккумулирующий новейшие достижения фотографии стран Центральной и Восточной Европы, и место представления современного уровня западной фотографии. Фестиваль сохраняет свое значение мощного информационного ресурса по фотографии, расположенного в географическом центре Европы, до сих пор. Директор фестиваля Вацлав Мацек, профессор Академии искусств в Братиславе, за годы работы фестиваля сумел создать целую школу молодых кураторов и исследователей, подключить старшее поколение словацких искусствоведов к выпуску монографий о творчестве словацких фотографов, а также книги по истории словацкой фотографии ХХ века. Издаваемый на английском языке фондом Fotofo журнал Imago (два номера в год) в течение восьми лет знакомит читателей Северной Америки и Европы с новостями восточно- и центрально-европейской фотографии и исследованиями по истории фотографии региона. Это едва ли не единственный журнал, соединяющий портфолио, критические и научные статьи в одном издании. Что, вероятно, и объясняет долгую жизнь этого non-profit проекта.

Для российской фотографии в постперестроечную эпоху фестиваль в Братиславе стал едва ли ни первым местом, где она была помещена в восточноевропейский контекст. Именно в Братиславе можно было просмотреть отличия традиций национальных школ региона, их взаимовлияние, диалог, начатый еще в 1960-е годы и, с большими сложностями, продолжавшийся вопреки политической системе вплоть до ее развала. Начиная с 1920-х годов Братислава, вслед за Прагой, стала центром русской эмиграции, и, несмотря на стойкое неприятие «советской цивилизации», русские эмигранты и их потомки на протяжении ХХ века осознавали себя представителями русской культуры за рубежом. Одним из тех, кто постоянно следил за развитием культуры и — в ее контексте — фотографической ситуации в России, был Владимир Воробьев (†2001), начинавший как фотограф-любитель в 1960-х и ставший к концу 1990-х одним из самых знающих критиков и историков фотографии Восточной Европы, в которую он естественным образом включал и российскую школу. Благодаря ему в середине 1990-х российская фотография влилась в фестивальную программу выставками и публикациями в Imago, а издаваемый в Братиславе на словацком и английском каталог фестиваля дал возможность российским авторам, и прошлого, и настоящего, снова оказаться в европейском контексте.

Сегодня участие российских выставок в Братиславском фестивале стало не только традиционным, но и одной из самых притягательных его составляющих. В рамках «Месяца фотографии» уже были показаны экспозиции таких мастеров, как Сергей Лобовиков, Александр Родченко, Александр Гринберг, Леонид Шокин, Алексей Титаренко, Андрей Чежин, Николай Бахарев; Словацкая национальная галерея в 2002 году представила выставку «Русская пикториальная фотография. 1890-1990». Всего с 1996 года Дирекция фотопроектов РОСИЗО подготовила для фестиваля 16 выставок классической и современной отечественной фотографии. За это время не было ни одной крупной публикации о фестивале, где ни были бы отмечены российские участники его программы.

В этом году фестиваль в Братиславе имел несколько полюсов. Одним из самых ярких стал вполне концептуальный (несмотря на его официальный статус) проект — посвящение Дайана Майклза в академики Словацкой академии художеств. Это был второй приезд знаменитого американского арт-фотографа словацкого происхождения в Братиславу. Он провел мастер-класс со студентами академии, присутствовал на собственной персональной выставке в Галерее города Братислава. Выставка была составлена из классических «фотографических комиксов» Майклза, служащих изящным мостиком между поп-артом и глубоко индивидуальным искусством fine art print.

Французский институт в Братиславе показал в этом году две экспозиции: монографическую выставку признанного классика Роберта Дуано в Словацкой национальной галерее и магические цветные снимки Флоранс Шевалье, получившей несколько лет назад Приз Ньепса — за вклад в развитие современного фотографического языка. Российские выставки в этот раз представляли те же кураторы, что и в прошлые годы, но уже под эгидой Российской академии художеств и Московского музея современного искусства. В Братиславе состоялись две премьеры: документальной выставки «Блокада Ленинграда. Внутреннее пространство войны», составленной по материалам Государственного архива кинофотофонодокументов в Петербурге, и шоу петербургского художника Григория Майофиса «Параболы». Автор, учившийся в Репинском институте и за свои живописные полотна зачисленный в ряды постмодернистов, он и в своих фотографиях — как прямых, так и монтажированных — продолжает расслаивать смыслы классических сюжетов, в данном случае — заимствованных у басен Крылова и карт Таро; техничность же его отпечатков, как прежде живописных полотен, создает обманчивое впечатление архаики.

Среди выставок, собравших наибольшее число лестных отзывов, была, конечно, и известная по альбому Infinity одноименная экспозиция Павла Банки. Этот классик чешской ландшафтной фотографии предстает на выставке романтиком и метафизиком, хотя в своем последнем портфолио, опубликованном в журнале European Photography одновременно с открытием экспозиции, он же — бунтарь, ниспровергающий устои концептуальной постановочной фотографии. Метафизическую линию на фестивале продолжили выставки Аниты Андржеевской (Польша), Алниса Стакле (Латвия), Петра Жупника (Словакия), Тони Кристенссона (Швеция — Чехия) и Пако Гомеза Гарсия (Испания). Последние две, кстати, были отобраны кураторами в Братиславе и в Мадриде по итогам показа молодыми авторами своих портфолио и явились успешным и громким стартом фестивальной карьеры молодых авторов.

Среди выставок, вызвавших наибольшее количество дискуссий были «С любовью» живущего в Германии польского автора Томаша Роллера (едва не закрытая по соображениям общественной морали, что стало лучшей рекламой этой более чем скромной экспозиции), выставка работ студентов факультета фотографии Академии художеств в Опаве (Чехия) и «Частная женщина» — сборник работ молодых словацких фотографесс.

Греческая фотография, как это уже стало привычным за последние пять лет, была представлена сильными документальными работами, в этот раз молодого автора Элены Музакити, живущей в Лондоне. Хорватская фотография, как можно было заметить по выставкам прошлых фестивалей, все более тяготеет к документированию индивидуального экзистенционального опыта, что еще раз ярко отразил Ясенко Расол (он представил портреты возлюбленной, созданные на протяжении десятилетия во время встреч с ней в разных уголках мира). Сербская фотография — в произведениях молодого поколения: Паулы Миклошевич, Александрии Ядукович, Бранимира Карановича — наоборот, направлена на выявление взаимосвязей социума, его истории и облика индивида.

…В этом году в Братиславе состоялась презентация европейских фотографических средних и высших учебных заведений. Она оказалась настолько успешной, что было решено в следующем году расширить программу представления школ и показать выставки фотографии студентов из Чехии, Словакии, Польши, Англии. В колледжах и институтах этих стран учатся студенты со всей Европы, что, несомненно, повлияет на изменение фотографического ландшафта континента в будущем.