Третий раз немецкая столица становится сценой Европейского месяца фотографии, который каждые два года проходит в семи европейских городах: в Берлине, Братиславе, Вене, Москве, Париже, Риме и Люксембурге. На сей раз выставка, охватившая более 130 галерей, музеев и экспозиционных площадок, проходит под девизом «Noch nie gesehen», то есть «такого мы еще не видели!». Кроме огромного количества выставок месяц фотографии предложил воркшопы и симпозиумы, которые просто ломились от зрителей и участников, что говорит о небывалом интересе к фотографическому искусству. Кроме собственно фотографии были и выставки с видеоискусством, которое кочует между кинофестивалями, современным искусством и самой фотографией. Каждый Месяц фотографии становится не только поводом для показа классиков и современников — из коллекций и загашников на свет извлечены и забытые фотографы, и не помышлявшие об амбициях стать частью истории искусства, которая на наших глазах расширяется и приобретает все новые аспекты.

Египетское собрание, Этнографический музей, Берлинская галерея, Музей Европейских культур — вот маршрут для ценителей пионеров фотографии. Имена многих фотографов и их работы мы действительно видим впервые. Они погружают нас в романтику экзотических путешествий прошлого, повествуют о встречах цивилизаций и представляют, скорее, культурологический интерес, так же, как и документальные съемки Берлина из городского архива, которые рассказывают о мутациях среды города.

Пионеры видео — наши современники. Выставка-клон под названием «Мутации-2», повторенная в нескольких городах, проходит в Берлинской галерее. Среди видеоработ, глядя на которые возникает желание декорировать ими центральные магазины или сделать их украшением дискотек, работа Кристофа Бреха «Опус 110а» является абсолютным исключением. На видеопроекции мы видим фрагмент спины в пиджаке. Складки пиджака то расправляются, то натягиваются от музыкальных усилий дирижера или одного из музыкантов, исполняющих опус. Музыкальное сопровождение уводит от привязки выставки к месяцу фотографии, аннотация к которой сводится к тому, что движущиеся картинки и фотография — это одно и то же. Да и сам Месяц Фотографии с его узкой задачей показать или популяризировать именно фотографию поставлен под вопрос. А между тем — это центральная выставка берлинского фотомесяца.

Второе значительное событие — выставка, или скорее, набор выставок, в недавно открытой площадке Уфер Халлен. В фабричном пространстве показано все, что доставляет садистическое наслаждение любителю документальных материалов. В экспозиционном хаосе можно увидеть огромное количество социально наполненных, или мнящих себя социальными, снимков профессиональных фотографов и разного рода папарацци. Время от времени мелькают русские фамилии, и мы с удивлением обнаруживаем, что самый простой способ добиться славы — стать похожим на Бориса Михайлова и фотографировать убогую жизнь постсоциалистической Европы, до сих пор вызывающей лихорадочный интерес. По-видимому, это внимание, в первую очередь к России, вызвано элементарным страхом рядового европейца перед нищетой и распадом, а в Германии — опасной близостью таинственного соседа. Кто-то в шутку назвал это «Школой Михайлова» В этой же выставке полузаметно участвует и сам родоначальник школы. В остальном — это жизнь молодежи, которая становится все бесстыдней и развязней — после просмотра выставки возникает именно такое впечатление. Вышеописанная выставка молодых фотографов является одной из нескольких центральных месяца фотографии и происходит в новом выставочном ангаре Уфер Халлен. Единственное утешение — отдельная выставка полуподводных съемок Андреаса Мюллер-Полле.

Зато можно ходить по городу и заглядывать в многочисленные частные галереи и выставочные залы, которые тоже являются частью этого месяца. В Гропиус Бау все так же радует классика: легендарный американский фотограф Ричард Аведон. За что мы любим Аведона? Не только за то, что его родители были выходцами из России. Аведон — это то, что принято называть элегантной пуристской фотографией, ведь фотография может красить человека так же, как костюм. Из белой щедрой шелковой пустоты возникают портреты со всей их серьезностью и концентрацией. Так и остается загадкой, прославился ли он врезающимися в память портретами Мерлин Монро, Брижит Бардо, Твигги и других красавиц и красавцев, или слава их приумножилась благодаря точности его зрачка.

В социально ангажированной институции — Доме Вилли Брандта, где постоянно проходят исторические выставки, интересна экспозиция бежавшей в свое время из Германии в Америку Гизеле Фройнд. Здесь можно заглянуть в глаза Вальтеру Беньямину, Джеймсу Джойсу, Сартру или Вирджинии Вульф.

Многие выставки месяца совсем не склонны к сентиментальным эмоциям и предлагают нам наслаждаться небрежно сделанными портретами незнакомых нам современников или бесконечными страданиями стран третьего мира. Войны, на которых умирают реальные люди, казалось бы, просто инсценированы для человека с фотоаппаратом, а для тех, кто боится выстрелов — постарались архитекторы и строители, — во всяком случае, об этом говорят кубометры архитектурной фотографии. Что касается современного искусства, которое время от времени просачивается сквозь линзы и объективы, то здесь мало того, что «мы еще не видели» К сожалению техника, и в данном случае камера, никогда не заменит ни таланта, ни озарения.