«Горяченькое искусство! Только что со сковородки! Осторожно, не обожгитесь!», — выкрикивал парень в монашеской рясе, раздавая зевакам жареную картошку. Рядом, под тентом, лежала гора картошки, которую неторопливо чистил и бросал в кастрюльку субъект в ковбойской шляпе.

Ежегодный бруклинский фестиваль в ДАМБО Art Under the Bridge («Искусство под мостом») видал и не такое: звучащие инсталляция под Бруклинским мостом в виде поставленных вертикально бревен в воде — как наступишь, так и зазвучит; документального фильма в Galapagos Art Space, про желающих выйти замуж за миллионера бедных девушек в провинциальном русском городке, концептуальной выставки слайдов и белых стен в галерее Smack Melon… На этом фоне выставка «The Artist Project» («Проект о художниках») в небольшом пространстве Henry Gregg Gallery выделялась своей довольно странно-старомодной и необычной в таком окружении традиционностью. Да и хозяин галереи, Андре Мартинез-Рид, не пытался хоть как-то отличиться в оригинальности… разве что тихая классическая музыка лишний раз напоминала о том, что ни фотографу, ни его работам, ни героям этих фотографий уже давно ничего не надо доказывать. Питер Самнер Валтон Беллами — ученик Элиота Эрвита, Арнольда Ньюмана и даже самого Орсона Уэллса, на протяжении многих лет работал ассистентом одной из старейших живущих художниц мира Луизы Буржуа.

С 1981 года он начал делать фотографии для своего «Проект о художниках» по совету известного нью-йоркского галериста Джека Тилтона. Начал Питер с фотографий знакомых художников Джека, затем попросил каждого из портретируемых порекомендовать своих друзей, и так далее. К 1990 году в коллекции Питера оказалось 600 фотографий людей искусства, среди которых Энди Уорхол, Стен Брекедж, Уинтон Марсалис, Джеф Кунс, Барбара Крюгер и другие гламурные и антигламурные знаменитости. Беллами ставит их в контекст тщательно подобранных декораций — будь то голая стена, мольберт или само искусство, принадлежащее герою фотоснимка. «Я пытаюсь поймать значение понятия „художник“, предлагая зрителю некое высшее значение этого феномена, который выше всех остальных человеческих проявлений, даже занятия любовью. Искусство — это то, через что проявляется божественное начало, которое дает возможность этим людям быть особенными», — говорит Питер Беллами о своих персонажах. Впрочем, особенными они были не всегда, некоторых он застал в самом начале пути, еще не предвещавшем взлет карьеры. Одному из таких будущих звезд Питер одолжил пять долларов, чтобы тот после поздней фотосессии сумел добраться домой.

Фотографии говорят сами за себя, люди — тоже. Приятно, что Питер не пошел по стопам гениального гламура Ньютона или непредсказуемой постановочности кадра Эрвита. Он выбрал свой путь — чистых линий, приятно традиционных ракурсов и неожиданного эффекта присутствия, которого так всегда ждешь, смотря на фотографии. Этот эффект есть в каждом портрете Беллами, и, если у вас нет лишних двух-трех тысяч долларов, чтобы приобрести одну из копий, можете зайти на сайт фотографа или галереи, которая так удачно его работы представляет.

Нью-Йорк