Знакомясь недавно с материалами известного корейского фотографа Атты Кима (Atta Kim) я нашел следующее его высказывание: «Фотография была изобретена в качестве средства записи и воспроизведения определенных событий и фотографы были сосредоточены только на этой функции фотографии слишком долгое время. В то время как возможности фотографии поистине огромны и не ограничиваются отображением реальности. Самому мне хочется показать не только объект сам по себе, но и историю, скрывающуюся за ним. Меня всегда волнует — каким образом я могу средствами фотографии передать ту внутреннюю энергию и абстрактный мир, скрывающиеся за реальными вещами. Разнообразие фотографических возможностей с приходом цифровой эры является поистине революционным».

Полемизируя со столпом мировой фотографии Анри Картье-Брессоном, другой фотограф Франк Дитури (Frank Dituri) — консультант фестиваля «Другое измерение» говорит: «Меня совершенно не увлекает погоня за „решающими мгновениями“, куда больше я ценю в работе ощущение присутствия Времени; то, что скрывается между двумя мгновениями». Трудно не согласиться и с тем, и с другим. Видимо, высказанные ими мысли в какой-то степени объясняют причину того, что интерес к фотографии, как разновидности современного искусства, настолько вырос в последние годы. Если еще недавно Музеи «держали оборону» и выставки фотографии в них были большой редкостью, то сейчас двери всех ведущих музеев мира широко распахнуты для фотографических проектов, и современная фотография стала объектом коллекционирования.

Если попытаться найти общую идею, объединяющую работы, представленные на международном фестивале «Другое измерение» в Новосибирске, то это размышления фотографов о жизни и смерти, природе и цивилизации, экзистенциальном и социальном в человеческом бытие, о времени и пространстве.

Большая выставка в Новосибирском художественном музее состоит из 3х проектов, предложенных кураторами из Северной Ирландии (Теренс Райт/Terence Write), США (Джоан Пауэрс/Joan Powers) и Южной Кореи (Сын Ён Ким/Seung Yeon Kim).

Теренс Райт из Белфаста — сам фотограф, он уже участвовал в выставках фотографии в Новосибирске и Перми. На этот раз доктор Райт отобрал работы своих студентов и коллег — вместе с ним 12 авторов. Нужно помнить, что Северная Ирландия долгие годы находилась в состоянии гражданской войны и эта каждодневная тревога ощущается в работах большинства участников проекта. Мирные пейзажи Пола Сирайта (Paul Seawright) «Неразорвавшиеся бомбы» таят в себе скрытую угрозу. Питер Нейл (Peter Neil) с юмором манипулирует символом пистолета, складывая его то из долларовых купюр (что сказать, «грины» действительно управляют многим, если не всем, в нашем мире), то из куска бараньего ребра, то из куклы «барби», то из других подручных материалов. Эффектна серия портретов «Выскочки», очень напоминающая классические живописные портреты, группы «Common culture» Дэвид Кэмпбел (David Campbell) и Марк Дёрден (Mark Durden), в общем контексте наших знаний о Белфасте тоже воспринимающихся, как портреты террористов.

Отбирая работы на фестиваль, другой куратор — профессор университета Лонг Айленда Джоан Пауэрс руководствовалась его названием «Другое измерение». Джоан пишет, что для нее это означает переход от аналоговой фотографии к цифровой и трансформацию идей прошлого века в идеи нашего времени. «С развитием новых технологий в фотографии стало возможным воспроизводить поразительные вещи. Сегодня нас более не сдерживают рамки самого изображения, все зависит только от нашей фантазии». 14 фотографов являются членами основанной в 2003 году в Хантингтоне, Нью-Йорк галереи fotofoto. Предлагаемые ими работы так же различны, как сами авторы. А в целом мы получаем калейдоскоп креативных идей, реализованных как традиционным способом, так и с применением самой современной аппаратуры.

Не обошлось и без казусов: сотрудниками музея были изъяты из показа несколько фотографий участников корейского проекта. Один из них — Чо Сып (Jo Seub) — поднимает актуальную в наше время тему насилия — этакий корейский Тарантино. Работы другого корейца Ёррока (Yeorrock) простроены в ряд таинственного ритуала над трупом собаки, завершающегося его сожжением. Красивые, выполненные с хорошим вкусом работы. Насколько мог, я восстановил справедливость, не убирая фотографии этих авторов с выставки вообще. Увы, понятие цензуры еще имеет место быть на просторах нашей необъятной страны, причем ее принципы зачастую определяются личным вкусом (либо отсутствием такового) отдельных лиц. Правда, работы остальных корейцев не вызвали реакции отторжения: например, «Рукотворные ландшафты» единственной участницы из Кореи, приехавшей на открытие «Другого Измерения» — Михе Шин (Mihe Shin) или «Неизвестный город» Хюнмин Муна (Hyunhmin Moon), в которых читаются отголоски проблем, связанных с разделением Кореи на Южную и Северную. Первоначально, куратор проекта Сын Ён Ким планировал показать и работы упомянутого в самом начале статьи Атта Кима, но, к сожалению этого не случилось. А жаль, так как в сегодняшней фотографии это одна из звезд первой величины.

Остальную часть составили работы авторов, пожелавших самостоятельно участвовать в выставке и прошедшие отбор.

В серии работ «Вечеринка» Клэр Зайдл (Claire Seidl), США человеческая жизнь осмыслена через время: она изменчива, быстротечна, неуловима; состоит из множества мгновений, зачастую не складывающихся в целое, и след от присутствия на земле остается как зыбкое воспоминание. Эти же идеи прочитываются уже не в черно-белых, а в цветных фотографиях другого американца Тома О′Коннора (Thom O′Connor). Интересны эксперименты с изображениями, выполненные еще одной американкой Дженнифер Дракер (Jennifer Drucker).

Одни из самых сильных на фестивале — работы «Окна» Сакагути Томоюки (Sakaguchi Tomoyuki) из Японии показывают насколько человек одинок в огромном метрополисе. Каждый из 20 персонажей заключен в смертельные объятья современной цивилизации. Подземное пространство метро, живые лица людей, переживающие самые разные эмоции, мутные стекла, полузакрытые глаза. Люди прижаты жизнью к дверям вагонов метро, на которых написано «не прижиматься». За каждым лицом скрыта своя судьба, уносимая поездом в бесконечный тоннель жизни.

Индустриальные пейзажи другого японского участника Дзюнъити Сато (Jun Ichi Sato) — это тонкая игра с условными символами японских иероглифов и цветом, в которой конфликт между живым и неживым разворачивается как противостояние природы и техногенного мира с предсказуемым превосходством последнего.

Довольно много работ на фестивале представляют итальянскую фотографию, из которых, на мой взгляд, самой интересной является серия фотографий Луки Ди Сальво (Luca Di Salvo) «Cubicula» в русском варианте — «Опочивальня», на которой отснята группа добровольцев во время их сна.

Еще одно измерение — водная среда — занимает важное место в работах канадца Дерека Бесана (Derek Besant) Российскую фотографию на фестивале представляют работы «Москва - Нью-Йорк» московского художника Валерия Орлова. Часть из них, правда, экспонировалась в 2004 году на Московской Фотобиеннале, но именно к этому и хотелось бы стремиться организаторам фото-форума в Новосибирске: к взаимному обмену контактами и расширению географии Московской Фотобиеннале, которой в Москве уже становится тесно.


Андрей Мартынов Арт директор фестиваля «Другое измерение»

Выставка открылась в Новосибирском художественном музее 6 июня и будет работать до 10 августа.