С 27 июня в Москве проходит выставка победителей конкурса фотожурналистики World Press Photo 2008. Из 80 тысяч работ, присланных пятью тысячами фотографов из 125 стран, отобраны 200 лучших работ в 10 номинациях, наиболее ярко иллюстрирующие мировые события и настроения минувшего года.

Снимки сопровождает короткий экспрессивный текст, поясняющий изображенное событие, а нередко даже создающий это событие. Например, открывающая выставку декоративная фотография микроорганизмов, напоминающая абстрактный орнамент из жучков, благодаря пояснению превращается в перенаселенный и полный внутренних драм мир микроскопических существ в капле воды («Magnified ocean life, off Hawaii» David Liittschwager. США, 1 место в номинации «Природа»).

Террористы, повстанцы, перевороты, о которых многие из нас и не слышали. («Бойцы Рабочей партии Курдистана, Южный Курдистан / Северный Ирак» Филипп Дюдуа (Philippe Dudouit), Швейцария — лучшая серия «Люди в новостях».)

События, всколыхнувшие мир, прошли одной строкой в наших новостях. («Убийство Беназир Бхутто, Равальпинди, Пакистан, 27 декабря» Джон Мур (John Moore), США — 1 место «Горячие новости», одиночные фотографии.)

Из отечественных реалий — огромный портрет Путина и сонный очерк о деревне возле мифического Китеж-града — работы, соответственно, «Президент России Путин» Платон (Platon), Великобритания, победитель в номинации «Портреты», одиночные фотографии, и «Китеж, невидимый город, Россия» Питер тен Хуупен (Pieter ten Hoopen), Нидерланды — 1 место в сериях «Повседневная жизнь».

Любопытен взгляд иностранца на нашу повседневность, взгляд постороннего, для которого российская обыденность кажется этнически колоритной экзотикой. На World Press Photo традиционно много таких зарисовок, большей частью об африканских странах, — мы с интересом вглядываемся в экзотическую внешность («Artist Kara Walker» Чак Клоуз / Chuck Close, США — 2 место в «Портреты», одиночные фотографии), в трущобы и переулки черных кварталов («Kenya elections aftermath: police chase looting protesters, Nairobi, 31 December» Stephen Morrison, Canada), в одежду и экипировку прыгунов на лианах («Land diving, Vanuatu» Tim Clayton, Австралия — лучшая серия «Спортивные выступления»). Нас подают сходным образом: кокошники, водка и медведи, запряженные в сани, не присутствуя в кадре, определенно подразумеваются.

Однако, за этими внешними различиями просматривается схожесть наших проблем и тревог, особенно заметная в сериях, посвященных социальным проблемам. Международная выставка такого уровня — событие скорее журналистское, чем фотографическое. Темы выставки имеют самостоятельную ценность, привлекая внимание огромной аудитории. В этом году освещается тема насилия, в том числе сексуального. Серия о жертвах педофилов («Childhood sex abuse» Lorena Ros, Испания — 2 место в сериях «Проблемы современности»), и еще одна — о нравах Колумбии («Violence in Colombia» Francesco Zizola, Италия — 2 место в номинации «Люди в новостях», серии) — абсолютно интернациональны. Местный колорит можно отбросить, ничего не изменится: мы останемся лицом к лицу с бедой.

Традиционно большое количество репортажей — о войнах, о вооруженных столкновениях местного значения и более крупных конфликтах. К сожалению, снимки сделанные в экстремальных условиях, нередко технически недостаточно качественны, и представляют ценность скорее эмоциональную, нежели художественную. Изредка это неизбежно, в других случаях хочется переснять тот же сюжет правильно, и более того — это вполне реально сделать. Однако, у военного репортажа своя эстетика и стиль, иногда даже кажется, что работы специально в ней выполнены для большего драматизма и достоверности момента. Яркий пример тому — победитель «World Press Photo — Фотография года 2007» — снимок «Американский солдат в бункере, долина Коренгал, Афганистан, 16 сентября» Тим Хезерингтон (Tim Hetherington), Великобритания.

По сравнению с прошлогодней выставкой работы стали добрей и гуманистичнее: уменьшилось количество крови, трупов, руин и прочей чернухи. В сопроводительных текстах появились сноски вида «ни один заяц не пострадал», что радует.

Но в фотографиях животных по-прежнему льются реки крови по белому снегу, зайцы страдают. В трех сериях о зверях — два снимка с разделанными тушами («Арктическая слоновая кость — охота на нарвала, Нунавут, Канада» и «Life at the edge, Arctic Ocean» Пол Никлен (Paul Nicklen), Канада) и один более гуманный: белый медведь с дротиком транквилизатора в шее («Sedated polar bear, Kaktovik, Alaska, USA» Jeff Hutchens, США). Вроде для хорошего дела его на время усыпили, будут исследовать и спасать от уничтожения, но картинка — красный дротик в белом мехе — удручает.

Выставка оставляет противоречивые впечатления. В голове не укладывается, как из 80 тысяч работ можно отобрать 200, и к восхищению масштабом проекта иногда примешивается недоумение — почему именно этот снимок выбрали, что в нем так зацепило жюри, какой тайный посыл не удалось считать мне как зрителю.

World Press Photo проводится в 51 раз и является событием мирового уровня в фотографии и в журналистике; выставку нужно смотреть, чтобы составить собственные впечатления.