Нью-йоркский фотограф Грегори Крюдсон показал свои новые работы в одной из самых престижных галерей Лондона — White Cube, где 23 апреля открылась его масштабная выставка «Beneath the Roses». Двадцать крупноформатных фотографий, разместившиеся на двух этажах легендарного пространства, погружают зрителя в воображаемую Америку, где в маленьком городе разворачиваются персональные истории персонажей Крюдсона. Он снимал их в окрестностях небольшого городка в штате Массачусетс на протяжении двух лет. Общее в работах — чувство остановленного времени, таинственности, наслаждения повседневностью. Мы попадаем в Америку маленьких городов с ее оторванностью от событийности и разворачивающейся на наших глазах внутренней драмой отдельных человеческих жизней. На выставке Крюдсона невозможно не вспомнить «Догвилля» Ларса фон Триера и многочисленные фильмы Дэвида Линча, которого бесконечно вдохновляет одноэтажная Америка.

Грегори Крюдсон занят сотворением мира — это его цель и задача в искусстве, он одержим идеями создания идеального мира, в котором все выглядит точно так, как в его собственном сознании. В одном интервью он упоминал, что додумался до этого в детстве, когда подолгу рассматривал музейные диорамы, где мгновение ситуации было воссоздано до мельчайших подробностей, давая зрителю богатую пищу для воображения. Конструируя этот виртуальный, но вполне осязаемый мир, Крюдсон задается вопросами об ограниченности и одновременно возможностях статического изображения по сравнению с движущимся — кинематографическим.

По словам фотографа, создание фантастического образа обычно занимает несколько месяцев: когда образ обретет плотность в воображении, начинается поиск места для съемок, соответствующего этому образу. Тогда Грегори колесит в автомобиле, полагаясь на интуицию и удачу в поисках подходящего места. Как только пространство найдено, в дело идут многочисленные эскизы, которые постоянно уточняются и дорабатываются с учетом технических требований и идей, которые приходят по ходу, а также советов дизайнеров, осветителей, электриков и т. д. Сам автор понимает, что ставит перед собой нелегкую задачу — создать эфемерное, едва уловимое настроение, используя весьма сложный и тяжелый кинематографический процесс, но именно в этом для него заключается вызов искусству.

Затем наступает время строительства декораций. Это довольно сложный, дорогостоящий и длительный процесс (может занять не одну неделю), который требует скрупулезной проработки множества деталей — цвета, стиля, придания декорациям исторической реалистичности, особенного налета времени. Глядя на фотографии на выставке мы верим, что они сняты в настоящих домах и на реальных улицах. Здесь все происходит совершенно как в кино, с той лишь разницей, что сет создается с целью получить одну-единственную фотографию. После завершения строительства наступает время работы осветителей, при этом сам фотограф только руководит процессом и контролирует его течение. Грегори Крюдсон не утруждает себя замером экспозиции или наведением на резкость, он предпочитает работать в поле. Художник определяет свою роль как создание ситуации, внутри которой может состояться фотография.

В создаваемых сценах с одной стороны просчитана каждая деталь. С другой стороны, автор постоянно существует в реальном жизненном измерении, и уже в процессе съемки может проявиться что-то, с чем сложно иметь дело. Например, ребенок на фотографии «Без названия (рождение)» в момент съемки не мог успокоиться и все время двигался по кровати, пока кто-то из техников не предложил уложить его на электрическое одеяло, после чего он спокойно уснул. Грегори получил именно то состояние психического пространства между матерью и новорожденным, которого он так долго добивался, и ради визуализации которого были потрачены недели подготовки. Недели усилий, чтобы сместить баланс в сторону правдоподобности и убедительности в фотографии, которые особенно труднодостижимы при постановочной съемке. Кроме того, в отличие от кино, где зритель попадает во временной промежуток, в работах Грегори Крюдсона это измерение совершенно исключается. Фотограф создает изолированные от прошлого и будущего мгновения, застывшие в настоящем, как будто время поставили на паузу, и в этой паузе художник позволяет нам рассмотреть придуманную им историю.

Многие фотографии, представленные на выставке, сняты в сумерках, между днем и ночью. С помощью обильной подсветки достигались необходимые пропорции естественного и искусственного освещения и особое психическое настроение в каждой работе. Создание тонкого пограничного состояния — это конек фотографа. Для него недостаточно создать лишь красивую картинку, он ставит перед собой задачу передать отчуждение, беспокойство, страх, ощущение изолированности, усиливая их пустынными пейзажами или отстраненными, тронутыми холодным светом интерьерами.

И хотя автор говорит, что каждая работа создается отдельно, его фотографии органично выстраиваются в цельное повествование, в сюрреалистическую историю сродни историям Дэвида Линча. Кажется, будто люди в пространствах Крюдсона населяют один маленький мир, в котором их судьбы тесно переплетены. Когда смотришь на отпечатки с такой позиции, начинается другая история.

До 24 мая 2008 г.