Август Зандер. Вдовец. 1914
© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur - August Sander Archiv, Köln; VG Bild-Kunst, Bonn, 2007
Август Зандер. Вдовец. 1914 © Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur - August Sander Archiv, Köln; VG Bild-Kunst, Bonn, 2007
Фотографическое собрание Кельна представляет две параллельные выставки портретной фотографии: Август Зандер «Парные и семейные изображения» и Томас Страт «Семейная жизнь» (10.01 — 20.04.2008). Такая тематика неслучайна, интерес к портретам предсказуем, поскольку основу коллекции Фотографического собрания составляет архив Августа Зандера (1876 — 1964), создателя грандиозного проекта «Люди XX века», который большую часть жизни провел в Кельне и окрестностях.

Выставочные пространства различны: Зандеру отведен небольшой кабинет на первом этаже, а «Семейная жизнь» Страта расположилась на втором этаже, в основном выставочном помещении Собрания, многоугольном зале довольно затейливой архитектуры.

Сорок фотографий выставки Зандера являются, в основном, заказными работами, выполненными в его кельнском ателье и в регионе Вестервальд с 1911 по 1950 годы, но преимущественно они относятся к 20 — 30-м годам. На стенах развешаны новые отпечатки с негативов, принадлежащих Фотографическому собранию, в стеклянной витрине выставлены оригинальные отпечатки.

Томас Страт (1954 г. р.) нуждается, наверное, в более подробном представлении. Один из самых успешных сегодня немецких фотографов, он учился в дюссельдорфской Академии художеств, сначала в классе Герхарда Рихтера, затем — Бернда и Хиллы Бехер, его выставки регулярно проходят в крупнейших музеях, таких как Прадо и Метрополитен. Его работы организованы не серийно, а циклически, к своим темам он возвращается снова и снова. Как и Зандера, наряду с фотопортретами его привлекают пейзажная и архитектурная съемки. На выставке представлены 28 крупноформатных фотографий, снятых в последние десять лет, а также во время путешествий по Шотландии и Японии в 1985 и 1986 годах. Со своими моделями Страт хорошо знаком, обстановку для съемки они определяют вместе, а потом из примерно 60 негативов выбирают один или два. Он полагает, что в его работах семьи предстают такими, какими они себя видят, и ссылается на опыт знакомого психоаналитика, для которого семейные фотографии были отправной точкой при работе с пациентами. Страт выбрал для выставки не статичное, а динамичное название — «Семейная жизнь», считая, что фотографии дают представление о людях и их жизни.

«С помощью исключительно фотографии мы можем добиться абсолютно правдивого изображения людей во всей их психологичности… следовательно, мы отобразим время, когда жили эти люди» (из письма Августа Зандера профессору Эриху Штенгеру, 21.07.1925).

Итак, оба автора нацелены на изображение бОльшего, нежели портрет человека, они хотят показать «жизнь» и «время». Параллельность выставок предполагает сопоставление. Какими показывают себя два «отображенных времени» в рамках заданной тематики — «семейная фотография»?

Во-первых, бросается в глаза очень сильная ориентированность на семью в фотографиях Зандера. Человек определялся через семью, поэтому заказчики хотели увековечить портрет всего семейства. Но и помимо заказов, Зандер снимал много семей для проекта «Люди XX века». Патриархальность на снимках кажется современному глазу нарочитой. Семьи рассаживаются вокруг большого стола, центральное место занимает отец или старейшие члены семьи. Чем больше детей, чем больше поколений, чем больше семья — тем лучше, на фотографии одной крестьянской семьи — 34 человека. «Дети крупного землевладельца» — шестеро детей выстроены по росту, причем предпоследняя девочка выглядит взрослее брата, замыкающего строй, но конечно же, «старшим» должен быть мужчина. Нарушения семейного порядка воспринимаются драматично в первую очередь самими моделями. Например, «Вдовец» (1914), где и позы, и выражения лиц у отца и обоих сыновей передают напряженность. В то же время очевидно, что Зандер был свободен от шаблонных и обязательных представлений о семье. «Мать и дочь» (1912), две старые женщины, с мало различимой для зрителя возрастной разницей («старая» и «очень старая»), неожиданно раскрываются как «родитель» и «ребенок». Любопытно, что в «Парные и семейные изображения» включен ряд снимков, на которых сфотографированы отнюдь не пары и не семьи. Например, «Воспитательница» (1930), сделанная в приюте для слепых детей — дети жмутся к воспитательнице в монашеском платье. Монахиня и сироты создают нежный образ воображаемой, то есть идеальной, семьи для тех, кто семей лишен. Или известная серия фотографий цирковых артистов «Бродячий народ» (1926-1932) — интернациональная семья, в которой есть место всем: неграм, белым и индейцам, карликам и тяжеловесам.

В работах Страта отсутствует строгий канон, нет и в помине доминирующей роли отца-патриарха. Эмоциональный центр — обычно дети. Показательный пример — семья в японском саду, где ровно посредине композиции безмятежно спит младенец, укутанный в пестрое одеяло (The Shimada Family, Yamaguchi 1986). И речи быть не может о фотографии семьи из 34 человек, десять — это уже исключение и «очень много», в принципе, двоих вполне хватает для создания атмосферы «семейности» (Charles & Laurence, New York 2001). Однако при всем разнообразии поз и обстановок, в фотографиях Страта и Зандера много схожего, поскольку общественный статус портретируемых более-менее одинаков — это обеспеченные жители Западной Европы и Америки (и, разумеется, японцы из японского путешествия). В общем контексте снимок перуанской семьи с обязательными обветшалыми стенами и поблекшей картиной Иисуса с Девой Марией кажется данью политической корректности (The Ayvar Family, Lima, S. M. P./Peru 2005).

Томас Страт. Семья Айвара. Лима, S.M.P.-Peru,2005
Томас Страт. Семья Айвара. Лима, S.M.P.-Peru,2005

Как уже упоминалось, модели Страта сами выбирают обстановку для фотосъемки, причем часто это тот же неизменный обеденный стол, что и на фотографиях Зандера, или мягкая мебель в гостинной.

Кстати, обстановка — это, пожалуй, самое очевидное различие двух фотовыставок. Если у Зандера фон в большинстве случаев, условно говоря, «нейтрален», то для Страта и его героев среда обитания играет не менее важную роль, чем портретируемые люди. Человек показывает себя в привычной (излюбленной, важной) обстановке, это — слагаемое его представления о себе, его личности. Поэтому выбор в качестве места фотосъемки не дома, а улицы — это позиция (Domingo Milella & Gabriella Accardo, New York 2007).

Надо отметить, что кажущаяся «нейтральность» у Зандера не так проста. Заказная фотография в то время подразумевала набор привычной бутафории, и отказ от нее в ателье, тем более — натурная съемка оказывались очень выразительным приемом. А для «Лиц ХХ века» Зандер снимал людей исключительно в среде их обитания, хотя все-таки обстановка играла не столь важную роль, как сейчас.

Параллельные фотовыставки — не состязание, но повод для более пристального взгляда на каждую. Страт снимает как минимум в пяти разных странах, но внутри одного социального слоя, а Зандер — только в Германии, но стремится создать картину эпохи.Поэтому естественно, что смысловая палитра Зандера красочнее.