А..С.Пушкин (A.Pushkin) "Медный всадник", А.С.Чежин (A.Chezhin), Фотографии. - Издательство Ивана Лимбаха (Ivan Limbakh), Санкт-Петербург, 1999 - вступительная статья А.Конечного (A.Konechny). Заметки о фотографе М.Шейниной (M.Sheinina) - 22,8x34,6 cm. Hardbound. 80 pp. 53 b./m. ill. ISBN 5-89059-019-7.

В одном издании представлены поэма 1833 года и фотографии 1987-1997 годов. Общекультурный контекст, не существующий во вневременном пространстве, но в конкретно временными рамками ограниченную эпоху, введены текст, признанный уже два века памятником городу Санкт-Петербургу, и серия фотографий современного автора, выставлявшаяся на протяжении десяти лет создания в самых разнообразных стилевых и тематических контекстах. Это соединение можно было бы считать смелым экспериментом, если бы оно претендовало на экспериментальность, но это издание появилось к 200-летию А.С.Пушкина, памятником великому поэту. И действительно альбом (книга или фотокнига - как будет угодно ее называть ее обладателям - не столь важно точное определение ее жанра) обладает всеми качествами "памятника": он определяет, характеризует свою эпоху, отличается единством стиля и большой степенью приближенности к предмету запечатления.

Сегодня среди изданий, синтезирующих разные виды и стили искусств, высокую литературу и живопись, поэзию и фотографию, трудно в России подыскать другую книгу, столь органично соединившую два начала. Издание, которое обрело собственный стиль. Формат, напоминающий журналы классической пушкинской поры, вытянутый, как кадр Лейки, оказался соразмерен подаче современной фотографии. Четкость тонового решения снимка и шрифтов текста "сгармонизированы" в одном ключе. Пушкин как фигура уже давно превратился в миф русской культуры. В 1999 году ему были посвящены грандиозные торжества (в честь 200-летия со дня рождения), в столице - помпезные, где-то в провинции - лиричные, и там и там подчас смешные (как, например, открытие кафе ПУШКИНЪ со сделанной накануне открытия нарочитой ветхостью фасада). То, о чем писал поэт, многократно было комментировано и переиначено в комментариях. "Медному всаднику" Пушкина посвящены тома, где есть слова обо всем, в том числе, о времени - реке истории (реке - Неве) в поэме. Чежин не комментатор, но его фотографии в тексте создают настрой на внимание ко времени в поэме. Он не скульптор, но создает объем пространства для событий. Стиль фотографий, плавко-растянутых по плоскости листа, продлевает длительность слова. Фотографии во времени, фотографии про время на ином, пластически, языке, насыщают слово изобразительностью. Нужно ли это Пушкину? Лежащему под плитами в Михайловском монастыре Пушкиногорья - нет, но Пушкину, читаемому сегодня, - безусловно. Его воспринимаемость читателем зависит от контекста и визуального опыта читателей, а он зависит от сегодняшнего искусства, и фотографии тоже.

Фотография в России в конце 1990-х все еще имеет некое прикладное значение и контекст искусства, тем более высокой классической пробы, поднимает ее в глазах публики. Что же касается Чежина, и его "Петербурга", которые долгое время значились в анналах постмодернизма, соприкосновение их с классикой, не музеефицирует ни автора, ни произведение, но вводит в историю искусства, где эпоха значит больше, чем -измическая принадлежность.