ИНТЕРФОТО - фестиваль, который прошел в Новом Манеже. Его аудитория - профи прежде всего: фотожурналисты, редакторы, студенты и все-все-все с приставкой фото-. О высокой планке говорила цена билета (150 рублей для обычной аудитории). О предназначении - система целевых скидок для тех, кто пришел на фестиваль заниматься делом.

"Интерфото, Инк" в 1994 году придумали два американца: Люшен Перкинс и Билл Сверси. Оба работали в России как фотографы. Люшен Перкинс - штатный репортер газеты The Washington Post (США), победитель конкурса World Press Photo 1995 года, дважды лауреат премии Пулитцера. Билл Сверси - независимый фотожурналист и корпоративный фотограф. Благодаря им Московский международный фестиваль профессиональной фотографии (с 1995 ежегодный) стал обычным событием.

© Лиза Фактор

© Лиза Фактор. Дэниел Мидоуз, Фотограф и преподаватель
Кардиффского университета: Великобритания

Общество - это инфраструктура. Развитие социального пространства определено той степенью связей, которые возникают между разными его уровнями. После краха СССР советская система фотографии находилась в затяжном кризисе: старые связи разрушились, новые не были упорядочены. "Интерфото" стало одним из ключевых механизмов при формировании нового многомерного пространства. Соединяя русских фотографов с международными конкурсами, приглашая западных фоторедакторов в наши пенаты, основатели фестиваля добились постепенно того, что московская репортажная школа вновь ценится на мировом рынке. Ляля Кузнецова - имя, малоизвестное до "Интерфото". Сегодня она признанный мастер женской фотографии, лауреат престижной премии Мозер Джонс.

"Лучшая фотография года" устанавливает приоритеты. В центре фестиваля - ежегодный конкурс профессионалов. Победители выставляются не только в России. Репортаж - именно то, с чем встречается массовый зритель на страницах газет и журналов. Репортер создает конкретный образ реальности исходя из заказа доминирующих социальных групп, с расчетом на немедленную публикацию и гонорар. Как мастерство в "репортерской фотографии" ценят сочетание профессионализма с новизной приема, актуальной темы с дополнительным метафорическим значением, которое может приобрести созданный репортером образ. Сегодня в центре общественного внимания - Борис Березовский. Его портрет победил на конкурсе. Гран-при - у Алексея Сазонова.

© Лиза Фактор

© Лиза Фактор. Арпад Герреси, Управляющий директор
Фонда Ворлд Пресс Фото, Нидерланды

Камера-обскура - прототип фотоаппарата. Вернее, издревле известный механизм, с помощью которого можно перенести изображение без его закрепления. Леонардо да Винчи применял ее на пользу изящным искусствам. Кодекс Атлантикус (Kodex Atlanticus) - сборник гениальных прозрений, в котором он описал действие этой камеры, дал название фирме "Кодак" (так Джордж Истмен, основатель фирмы, изменил слово "кодекс"). Нисефор Ньепс соединил химическую технологию с этим оптическим прибором: так родилась фотография. "Камера-обскура" - подзаголовок "Интерфото-2000": презентации мастеров, просмотры портфолио молодых, практические семинары и мастер-классы. И выставки. Но самое интересное - те новые проекты, которые связаны с фестивалем.

Сергей Борисов - член жюри конкурса "Пресс-фото России-2000". Как фотограф он стал известен в начале восьмидесятых благодаря съемкам музыкантов. Его фотографии в тогдашней Москве перевернули представление о том, как нужно работать с рокерами. В конце этого десятилетия он открыл для себя мир современного искусства. Его портреты художников - хрестоматийны; Вадик Монро рядом с собственной картиной - один из лучших борисовских портретов. Ню Борисова стали темой для небольшой персональной выставки, приуроченной к "Интерфото": портрет Монро в центре экспозиции. Галерея "Точка" - борисовский проект. "Точка" - это дочка" - так шутит куратор галереи (дочка Борисова). Сама галерея расположена в подвальчике неподалеку от Кремля. Мини-выставки, никаких претензий на "большой стиль".

© Лиза Фактор

© Лиза Фактор. Тим Райд, Со-куратор отделения
фотографии Государственного музея Лос-Анджелеса, США

Николай Свищев-Паола - классик русской фотографии первой половины XX века. "Арт-коллегия" - новая галерея, чья первая выставка была представлена зрителям на "Интерфото". Современные отпечатки были сделаны с негативов Свищева, хранящихся в галерейном собрании. Малый тираж (3 экземпляра каждого снимка), хорошее качество печати и рам - галеристы рассчитывают хорошо продать эти работы. Ню Свищева-Паолы - гимнастические и танцевальные этюды: обнаженные женщины отсняты на темном фоне в причудливых позах. Следующий галерейный проект - первый CD-ROM по истории русской фотографии, который вскоре будет выпущен в свет.

Переход от эпохи кураторов к эпохе галерей свершился на наших глазах. Еще 5 лет назад галерея была одна - Фотоцентр, наследник советской системы фотографии. Маленькие галереи существовали как индивидуальные проекты, то есть зависели исключительно от активности отдельных людей. Характерный пример - "Среда" - кураторский проект искусствоведа Татьяны Салзирн (название было весьма условно, оно происходило от журнала "Среда", при котором галерея некоторое время формально находилась): проект, увы, канул в Лету. Сегодня в Москве уже сложилась сеть галерей, которая значит больше, чем частные инициативы отдельных кураторов. Существование этой сети свидетельствует о качественно ином развитии инфраструктуры. Оно является одним из признаков того, что механизм художественного рынка начал реально работать в системе московской фотографии.

Галерее "ФотоImage" исполнилось 5 лет. В Петербурге в Музее нонконформистского искусства проходит выставка, посвященная юбилею. В знаменитом сквоте на Пушкинской, 10, можно увидеть работы тех, кто сделал питерскую фотографию такой, какая она есть: Виленский, Китаев, Мохорев, Чежин и десятки других выставлялись в галерее. Дружеский круг - одно из самых продуктивных понятий в истории искусства. "ФотоImage" - самый яркий в России девяностых пример галереи-фотокружка: она дала сильный толчок тем, кто участвовал. Некоммерческая галерея - не столько механизм продажи искусства, сколько механизм его развития и пропаганды. "ФотоImage" никак напрямую не связан с "Интерфото", но вот и Андрей Чежин собственной персоной приехал посмотреть выставку в Новом Манеже; вот и Дмитрий Пиликин, куратор "ФотоImage" приехал посмотреть "Интерфото"...

Самая первая выставка в галерее XL несколько лет назад была фотографической. XL любит концептуалистов, для которых фотопроекты являются не основным, хотя и возможным способом художественного выражения. Айдан-галерея пропагандирует эстетизм в варианте Тимура Новикова и Ольги Тобрелутс. Эти галереи нельзя назвать фотографическими, но они представляют фотографию так часто, как ни одну другую технику современного искусства. Так новая московская фотография занимает свое место в художественном контексте.

Photographer.ru - новый сервер, целиком посвященный фото. "Фотография и Интернет: фотографическое содержание сети Интернет, архивы, агентства, электронные средства массовой информации" - доклад, сделанный на "Интерфото". Фотожизнь в Москве разнообразна: сферы влияния не поделены до конца, но векторы интересов уже определены. Так, к примеру, интересы репортажных фотографов обслуживает в основном "Интерфото", а фотографией как современным искусством занимаются в основном Московский дом фотографии. Фотобиеннале - другой фестиваль, с иными целями и задачами, что не случайно: его развитие шло в те же годы, он стал другим центром притяжения в новой сети постсоветской фотографии.

Символ Камеры Обскура. Проведение фестиваля вот уже шестой год
проходит при поддержке генерального спонсора Интерфото - компании Canon

Репортаж развивался в Советском Союзе как основное направление деятельности фотографов-профи. Ежегодные World Press Photo (в которых участвуют россияне) подчеркивают особенный статус профессии, братство репортеров поверх границ. Быстрые перемещения, большая опасность, редкая удача - аура профессии, которая сближает. "Интерфото" - новая точка притяжения для профессионалов. Новое свидетельство того, что мир репортеров не замкнут на себя.

* Материал опубликован в Независимой Газете # 164 (2226) за 2000-09-01, с. 7