Беренис Эббот. Джанет Фланнер, Париж, 1927. The Miriam and Ira D. Wallach Division of Art, Prints and Photographs, Photography Collection. The New York Public Library, Astor, Lenox and Tilden Foundations © Getty Images/Berenice Abbott

«Для меня фотография – средство, возможно лучшее в наше время – для того, чтобы распространять знания о мире. Фотография – метод образования, способный донести до людей любого возраста и состояния правду о сегодняшнем мире», – писала фотограф Беренис Эббот в неопубликованном тексте «Заявление о сегодняшней фотографии» (Statement in Regard to Photography Today) 1946 года. От портретов элиты авангардных кругов Парижа до быстро меняющихся городских видов Нью-Йорк Сити, плюс ещё карьера в научной журналистике – всё наследие Эббот пронизано идеями современности.

Эббот родилась в 1898 году в Спрингфилде, Огайо. Она изучала скульптуру в Нью-Йорке до переезда в Париж в 1921 году, а там стала работать ассистентом в студии Ман Рэя. Затем она овладела искусством фотографии и в 1926 состоялась её первая персональная выставка в галерее Le Sacre du Printemps в Париже, посвящённая портретам парижских авангардистов.

Когда Эббот вернулась в Нью-Йорк в 1929 году, она была поражена скоростью развития города. Это привело к созданию серии «Меняющийся Нью-Йорк» (Changing New York), а вскоре после этого она обратила внимание на науку и научные эксперименты, работая редактором иллюстраций в Science Illustrated и изобретая фотографические устройства для манипулирования фотоизображениями.

Долгая работа Эббот привела к тому, что её работы рисуют портрет времени – именно на этой предпосылке создана экспозиция в Барселоне. Она состоит из почти 200 фотографий, разбитых на три секции, с добавлением небольшого количества работ Эжена Атже, большого друга и вдохновителя Эббот. При этом 11 из этих фотографий были напечатаны самой Эббот в 1956 году.

Выставка будет показываться в Fundación MAPFRE в Барселоне до 19 Мая 2019 года. Затем она переместится в Мадрид, в Fundación MAPFRE’s Sala Recoletos, где пройдёт с 1 Июня по 23 Августа.

Перевод с английского Александра Курловича

Беренис Эббот. Прыгающий мяч, убывающие дуги. 1958-1961. Berenice Abbott Collection, MIT Museum. Gift of Ronald and Carol Kurtz © Getty Images/Berenice Abbott

Беренис Эббот. Рокфеллер-центр, около 1932. Courtesy Howard Greenberg Gallery © Getty Images/Berenice Abbott

Беренис Эббот. Хлебный магазин, 259 Bleecker Street, Manhattan. The Miriam and Ira D. Wallach Division of Art, Prints and Photographs, Photography Collection. The New York Public Library, Astor, Lenox and Tilden Foundations © Getty Images/Berenice Abbott

Беренис Эббот. Вест Стрит, 1932. International Center of Photography, Purchase, with funds provided by the National Endowment for the Arts and the Lois and Bruce Zenkel Purchase Fund, 1983 © Getty Images/Berenice Abbott

Беренис Эббот. Каньон. Broadway and Exchange Place, Манхэттен, 16 Июля 1936. The Miriam and Ira D. Wallach Division of Art, Prints and Photographs, Photography Collection. The New York Public Library, Astor, Lenox and Tilden Foundations © Getty Images/Berenice Abbott

Беренис Эббот. Ночной Нью-Йорк с воздуха, 20 Марта 1936. International Center of Photography, Gift of Daniel, Richard, and Jonathan Logan, 1984 © Getty Images/Berenice Abbott

Беренис Эббот. Эжен Атже, 1927. International Center of Photography, Purchase, with funds provided by the Lois and Bruce Zenkel Purchase Fund, 1984 © Getty Images/Berenice Abbott

Беренис Эббот. Джордж Антейл, 1927. The Miriam and Ira D. Wallach Division of Art, Prints and Photographs, Photography Collection. The New York Public Library, Astor, Lenox and Tilden Foundations © Getty Images/Berenice Abbott