Монументальная Арка, 1864. Альбуминовая печать 8,8 х11,4 дюйма (22,5 х 29 см). Первая фотография Монументальной, иначе Триумфальной, Арки, уничтоженной в 2015.

В феврале этого года, Исследовательский Институт Гетти (Getty Research Institute) запустил уникальную онлайн-экспозицию, демонстрирующую исторические фотографии и гравюры руин города Пальмиры в высоком разрешении. Эта экспозиция рассказывает историю усилий по документированию этих памятников на территории нынешней Сирии на протяжении 18 и 19 веков. Фотографии Луи Виня (Louis Vignes) и более ранние рисунки и гравюры Луи-Франсуа Касса (Louis-François Cassas) сопровождаются короткими текстами об истории Пальмиры в классический период и риске её уничтожения в наше время.

Гражданская война в Сирии, проблема с беженцами по всему миру и продолжающиеся сражения с ИГИЛ занимали одно из главнейших мест в новостях последнего года. Народ в Сирии страдает и разрушению подвергаются не только дома, но и история. В 2015 группировка ИГИЛ («Исламское государство») захватила древний город Пальмира, который с 1980 года значится в числе важнейших памятников ЮНЕСКО. Сам город был когда-то цветущим оазисом в пустыне и шумной столицей торговли одной из провинций Римской империи в районе 2 века Нашей Эры. Недолго Пальмира пробыла даже центром собственной империи – это длилось три года, пока императрица Зенобия (Зиновия) Септимия не была взята в плен римлянами.

Из изучения древних развалин и современных остатков города учёные выяснили, что когда-то Пальмира была чудом архитектуры. В период расцвета население города достигало 200 000 человек. Несмотря на разрушения и новые отстраивания при разных римских императорах, и на то, что город лежал в руинах с 1400 годов, многие древние чудеса Пальмиры сохранились в том или ином виде до 20 века. К ужасу многочисленных защитников старины, ИГИЛ после захвата Пальмиры занялась разрушением древних строений, включая прекрасную Монументальную Арку, которую взорвали динамитом.

Храм Баалшамина, 1864. Альбуминовая печать 8,8 х11,4 дюйма (22,5 х 29 см). Храм, посвящённый ханаанскому божеству неба, построен во 2 веке Нашей Эры, взорван в 2015.

К счастью, Пальмира широко документировалась с тех пор, как Касс и Винь создали свои артефакты. Есть такое количество фотографий Пальмиры, что разрушенная Монументальная Арка с их помощью реконструирована в 3D. В то время как множество фотографий древнего города может быть найдено буквально в несколько кликов курсора, изображения с онлайновой выставки Гетти – это своего рода рекорд.

Луи Винь, бывший капитаном торгового судна, был первым, кто навёл объектив фотоаппарата на руины этого древнего города. Он учился у одного из пионеров фотографии Шарля Негре (Charles Negre)  по требованию одного из французских аристократов, за свой счёт организовавшего экспедицию в Левант для того, чтобы сфотографировать тамошние чудеса. Бумажные и стеклянные негативы, сделанные Винем, запечатлели Пальмиру, которой уже никогда не будет, с характерным для тогдашних технологий благородным сфумато (смягчением) по краям картинки. Его учитель Негре был приглашен, чтобы отпечатать эти фотографии и приготовить их для массового выпуска с использованием новейшей технологии фотогравюры. Эти отпечатки, некоторые из которых абсолютно уникальны, были пересняты на цифровую камеру в Институте Гетти и доступны для свободного скачивания в высоком разрешении (более 90 мб) на сайте выставки для подробного ознакомления в распечатанном виде.

Восточная секция улицы Колоннады. Альбуминовая печать 8,8 х11,4 дюйма (22,5 х 29 см). Колоннада на главной улице города, построена во 2 и 3 веках Нашей Эры, частично сохранилась.

Работы Луи-Франсуа Касса, хотя и не являются фотографиями, тоже не должны быть упущены из вида. Художник и архитектор, Касс посетил Пальмиру в конце 18 века в составе французской дипломатической миссии ко двору Оттоманской Империи, контролировавшей тогда территорию современной Сирии. Хотя его работу несколько затмило его востоковедческое изображение жизни бедуинов в этом городе (Пальмире), его рисунки отражают древние руины драматичном неоклассическом стиле. Более интересно то, что гравюры Касса привели к созданию некоторых из наиболее известных ранних концепций реконструкции внешнего вида Пальмиры. Были сделаны попытки воссоздать город в эпоху его расцвета и величия, некая эквивалент 3D реконструкции из эпохи Просвещения.

В онлайн экспозиции, смешение работ этих двух авторов создаёт потрясающий эффект, затрагивающий древнюю историю Пальмиры, её новое открытие, современную археологию, нынешнюю гибель и краткую информацию об обоих авторах. В настоящее время город по-прежнему в опасности и оккупирован ИГИЛ, но выставка Гетти предоставляет великолепную возможность увидеть это древнее поселение через дальновидящую линзу истории.

(Постскриптум: пришло сообщение, что сирийские войска при поддержке РФ заняли Пальмиру. Время считать потери… )

Погребальная башня Китота, 1864. Альбуминовая печать 8,8 х11,4 дюйма (22,5 х 29 см). Одна из погребальных башен, возводившихся на могилах аристократов.

Храм Баала, вид целлы (внутреннего помещения храма), 1864. Альбуминовая печать 8,8 х11,4 дюйма (22,5 х 29 см). Храм, возведённый в честь месопотамского божества Бела, или Бала. Уничтожен в 2015.

Улица Колоннады с храмом Баала на заднем плане

Архитектурный орнамент гробницы
Архитектурный орнамент гробницы

Луи-Франсуа Касс раздаёт подарки бедуинам