Hiroshi Sugimoto. Goshen, Indiana. 1980. Courtesy of Gallery Koyanagi
Hiroshi Sugimoto. Goshen, Indiana. 1980. Courtesy of Gallery Koyanagi

10 февраля в Москве открылась традиционная Фотобиеннале. В 2016-м году её программа содержит более 40 выставок, которые пройдут на площадках Мультимедиа Арт Музея, Манежа, и других институций. Центральными темами этой биеннале стали «Япония», «Идентичность» и «Фотография вне Москвы и Санкт-Петербурга».

Главное фото-мероприятие года открылось рядом выставок в Мультимедиа Арт Музее, самой яркой из которых стала экспозиция снимков Анни Лейбовиц для календаря Pirelli. Лейбовиц совершила небольшую революцию в рамках своего выпуска: вместо традиционных фотографий в стиле «ню», она сделала серию классических черно-белых портретов одетых «сильных женщин» из мира культуры и спорта - Патти Смит, Йоко Оно, Серены Уильямс, Натальи Водяновой и других.

Другим всемирно известным гостем Фотобиеннале станет японец Хироши Сугимото. Он специально приедет в Москву, чтобы 2 марта прочесть лекцию в Мультимедиа Арт Музее на открытии своей выставки «Прошлое и настоящее в трёх частях». Эта экспозиция будет посвящена сквозным для всего творчества Сугимото темам - фото-образу и времени. Особенно интересен проект Сугимото в контрасте с работами пионера японского модернизма Осаму Сиихару, которые также представлены на Фотобиеннале. Фотографии Сиихару во многом созвучны работам его западных современников, которые так же экспериментировали со множественной экспозицией, композицией кадра и нестандартной проявкой, однако отличаются от них уникальным для японской фотографии содержанием, которое позже с большей отчетливостью раскрылось, например, в творчестве Нобуёси Араки и Дайдо Морияма.

Параллельно с выставками этих звёзд мировой фотографии на Фотобиеннале также будет представлен проект «Генезис» Себастьяна Сальдаго. Работа над «Генезисом» велась около 8 лет: бразильский фотограф, ставший особенно популярным в России после фильма «Соль Земли» Вима Вендерса, посетил чуть ли ни каждый уголок мира, которого не коснулась цивилизация, чтобы показать первозданный мир.

Не менее интересны и другие проекты. Например, ретроспектива участницы самого престижного фотоагенства Magnum Кристины Гарсиа Родеро, экспозиции дореволюционных фотографий российской глубинки («Уездный город Галич» Михаила Смодора и снимки Калуги XIX века ирландско-русского мастера Вильяма Каррика), проекты молодых российских фотографов (от «Швилишвили» Яны Романовой до «Индекса идентичности» Андрея Иванова), фотодневники греко-французского режиссера Коста-Гавраса, знаменитости в объективе Грациано Аричи или фотографии, сделанные обезьяной Микки в соавторстве с Виталием Комаром и Александром Меламидом.

Подробнее о выставках советуем узнавать на сайтах основных площадок фестиваля: Мультимедиа Арт Музея, ЦВЗ «Манеж», ММСИ, МУАР и Дома-музей Матвея Муравьёва-Апостола.

Анни Лейбовиц. Йоко Оно. Октябрь. 2015. Предоставлено Pirelli
Анни Лейбовиц. Йоко Оно. Октябрь. 2015. Предоставлено Pirelli

Южные киты (Eubalaena australis) плывут к полуострову Вальдес из-за естественного укрытия, образованного двумя заливами, Сан-Хосе и Гольфо-Нуэво. Хвост в вертикальном положении над водой выполняет роль навигатора. Полуостров Вальдес, Аргентина. 2004. Фотография Себастио Сальгадо / Amazonas images
Южные киты (Eubalaena australis) плывут к полуострову Вальдес из-за естественного укрытия, образованного двумя заливами, Сан-Хосе и Гольфо-Нуэво. Хвост в вертикальном положении над водой выполняет роль навигатора. Полуостров Вальдес, Аргентина. 2004. Фотография Себастио Сальгадо / Amazonas images

Осаму Сиихара. Вверх - в сторону - вниз. 1930-е. © Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио
Осаму Сиихара. Вверх - в сторону - вниз. 1930-е. © Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио

Михаил Смодор. Ветряная мельница колхоза «Восход». 1931. Представлено Костромской общественной областной краеведческой организацией «Костромская старина»
Михаил Смодор. Ветряная мельница колхоза «Восход». 1931. Представлено Костромской общественной областной краеведческой организацией «Костромская старина»

Андрей Иванов. Из проекта «Индекс идентичности». 2012—2015. Предоставлено автором
Андрей Иванов. Из проекта «Индекс идентичности». 2012—2015. Предоставлено автором

Стив Фитч. Динозавр, 40-е Шоссе, Вернал, Юта, 1974. © Steve Fitch / Предоставлено Галереей Роберта Коха, Сан-Франциско
Стив Фитч. Динозавр, 40-е Шоссе, Вернал, Юта, 1974. © Steve Fitch / Предоставлено Галереей Роберта Коха, Сан-Франциско

Грациано Аричи. Андрей Тарковский и Валентина Малявина. 1962. © Archivio Graziano Arici
Грациано Аричи. Андрей Тарковский и Валентина Малявина. 1962. © Archivio Graziano Arici