15 ноября в 16 городах России и стран СНГ стартует показ мультимедийных роликов ведущих авторов знаменитого британского агентства фотографии Panos Pictures.

Составляет мозаику важных мультимедиа-фильмов из разных концов света отечественный проект Mediacrowd, созданный для обмена опытом в журналистике, фотографии и дизайне. Такие показы называются РУЛЕТами, они проходят бесплатно везде, где найдутся люди, способные организовать площадку для демонстрации.

«Наша основная цель – сделать подобные просветительские мероприятия доступными для нестоличных жителей России. Традиция проведения культурных событий должна быть децентрализована, иначе как-то несправедливо. По собственному опыту я знаю, как редко что-то интересное проходит в небольших городах, но как хотелось бы их жителям что-то изменить. Наш проект позволяет это сделать», – объясняет куратор РУЛЕТа фотограф-документалист Сергей Карпов.

Объединённые в документальный киноальманах, мультимедийные клипы звучат цельным высказыванием – совсем иначе, нежели каждый по отдельности. Трогательное и медленное через пять минут сменяется динамичным и жёстким, глобальное – локальным. К финальным титрам зритель успевает испытать все возможные эмоции, придя к выводу о многогранности жизни. Программа содержит набор короткометражных эстетических исследований по самым разным направлениям, проводя тем самым своё собственное исследование медийной среды.

Первый РУЛЕТ состоит из разношёрстных по тематике и качеству клипов русскоязычных авторов. История о забытом всеми командном виде спорта – мотоболе – сменяется историей о бомжах на Курском вокзале, следом идёт проблема белорусского запрещённого искусства и многоголосая исповедь русских экспатов за границей. Это собрание проблем, отнюдь не тонущих в собственной неразрешимости: белорусы автобусами ездят на концерты в соседний Смоленск, мотобол держится на энтузиастах, бомжей отогревают волонтёры, а экспаты всё-таки радуются условиям жизни, и вообще, отъезд был их свободным выбором. Второй РУЛЕТ состоит из Западных документальных работ. Оба они и сейчас демонстрируются в городах России.

СпецРУЛЕТ – третья по счёту программа показа мультимедийных историй, приуроченная ко дню рождения Mediacrowd. Куратор проекта Сергей Карпов отсмотрел около двух сотен короткометражек агентства Panos Pictures и выбрал девять роликов, где работа с документальным материалом воплотилась через наиболее острые формы подачи, и где используется множество нестандартных художественных средств выразительности.

В сравнении с Первым и Вторым РУЛЕТами СпецРУЛЕТ кажется бедноватым на эмоции – здесь нет чередования духоподъёмного и суицидально-мрачного, выбор сделан в пользу последнего. Каждая проблема, поднятая авторами, тяжёлая, нарастающая десятилетиями и, увы, беспросветная. Очень в стиле World Press Photo – фотоконкурса, итоги которого пугают даже его собственное жюри. Среди создателей клипов, вошедших в новый РУЛЕТ, к слову, есть его лауреаты.

Мрачность контента мешает вписать проект в какие-либо массовые мероприятия, связанные с лёгкой досуговой формой поглощения информации. Например, на заброшенном ликероводочном заводе «Кристалл» в Москве во время выставки MediaNovation до конца предпремьерного показа осталась лишь незначительная часть публики. «Пойдём отсюда, у меня сегодня день Рождения, тут слишком грустное кино», – сказала одна посетительница другой, и это правда: вам будет грустно смотреть эти фильмы. Грустно, но не скучно, и каждую работу стоит увидеть: Panos Pictures глубоко копает серьёзные социальные проблемы, умудряясь балансировать между искусством и журналистикой, не отдавая предпочтения ни тому, ни другому.

Открывающий показ ролик «Исход» с первых секунд удивляет формой, не отвлекая от идеи, а усиливая её. Истории про банду Мара Сальватруча, африканских заключённых в перенаселённой тюрьме и детях, работающих на гигантской зловонной свалке мусора, сняты так, словно там действовали операторы-невидимки. Других объяснений попадания человека с камерой в суровые и закрытые общности найти невозможно. Одна из последующих историй – исследование японской депрессии. Здесь мы проникаем в устройство восточной ментальности, то тщетно силясь понять далёкий странный народ, то вдруг узнавая в нём себя.

Ролик «Река» и вовсе настолько экзистенциален, что смысл его едва уловим: даже кураторы проекта никак не могут договориться, о чём же он. «Зато этот клип настолько красив, что вдохновляет фотографов искать новые средства выразительности», – объясняет Сергей Карпов.

Список городов, где 15 ноября в 19.00 по местному времени пройдут показы РУЛЕТа, можно найти на сайте http://rulet.mediacrowd.org
Если вашего города нет в списке, можно устроить показ самостоятельно, связавшись с организаторами по адресу rulet@mediacrowd.org.

И, если вы разгадаете «Реку», обязательно напишите об этом организаторам.