7 мая в Лондоне прошли традиционные весенние фотографические торги Sotheby’s, обозначенные в рубрикаторе аукционного дома как Photographs. А днем позже фотографии продавал один из старейших и третий в мире по значимости аукционный дом Phillips.

Предварительные данные для двух событий были сходны, как и результаты, хоть и с некоторой долей обобщения. На торги Sotheby’s были выставлены 148 лотов, предаукционная нижняя отметка суммы продаж £ 1 552 000 и верхняя — £ 2 207 000, куплено 89 лотов с общей итоговой суммой от продажи £ 1 851 575. Phillips предложил коллекционерам 142 лота, с соответствующими значениями в £ 1 214 800 и £1 722 200, продано 97 лотов за £ 1 189 625. Но подобно тому, как в литературе, по словам Набокова, важнее всего ощущение деталей, так и интрига результатов аукционных торгов кроется в частностях.

Sotheby
Sotheby's, © John Beasley Greene, Album of Egypt and Algeria, 1852–1856
Sotheby
Sotheby's, © John Beasley Greene, Album of Egypt and Algeria, 1852–1856
Sotheby
Sotheby's, © John Beasley Greene, Album of Egypt and Algeria, 1852–1856
Sotheby
Sotheby's, © John Beasley Greene, Album of Egypt and Algeria, 1852–1856
1 из 4

Сенсацией Sotheby’s стал альбом, созданный в археологической экспедиции по Египту и Алжиру, Джона Бисли Грина / John Beasly Greene — археолога, который одним из первых начал использовать в своей исследовательской работе фотографию, практикуя ее, однако, не только как средство документации раскопок, памятников, ландшафтов, но и как способ художественного самовыражения, параллельно создавая свои меланхолические пустынные пейзажи. С 1853 по 1856 г. молодой ученый предпринял несколько поездок на Африканский континент, последняя из которых — в Египет — была столь фотографически плодотворной, сколь и трагической — в возрасте 24-х лет Грин пал жертвой вируса туберкулеза, что стало причиной его скоропостижного ухода из жизни. Альбом, выставленный на продажу аукционным домом, насчитывает несколько десятков авторских отпечатков, выполненных в различных техниках — калотипия, соляная печать, альбуминовая печать, а также содержит акварели и графику. Заявленный эстимейт в 100 — 150 тысяч английских фунтов, был превышен более, чем в три раза, уйдя с аукциона за £ 482 500. По экспертным оценкам эта продажа «спасла» этим майским днем фотографические торги Sotheby’s, поскольку составила чуть меньше трети от общей суммы торгов.

Самым дорогим эстимейтом (£120 000 — £180 000) была серия легендарного Ричарда Аведона «Париж» из 11-ти бромо-серебрянных отпечатков 1978 года. Финальная стоимость составила £ 134 500. Кроме того, своеобразными «сюрпризами» стали лоты, принесшие обладателям суммы, более, чем в два раза, превышающие ожидания — «Анемон» Ирвина Пенна (2006, £ 69 700), «Дикие» Питера Линдберга, снятый для Vogue US в 1991 г. (1991, £ 37 500) и «Тополи на Французской реке» Фредерика Эванса (1900, £ 16 250). Не обошлось и без гения советской фотографии Александра Родченко, его «Пирамида» 1936 г. и сет из двух винтажных отпечатков «Колонны Музея Революции» 1926 г. и «Воздушный шар» 1924 г. были проданы за £ 8 125 и £ 6 875 соответственно.

Sotheby
Sotheby's, © Richard Avedon, Paris, 1978
Sotheby
Sotheby's, © Richard Avedon, Paris, 1978
Sotheby
Sotheby's, © Irving Penn, Anemone, 2006
Sotheby
Sotheby's, © Frederick Evans, Poplars on a French River, 1900
Sotheby
Sotheby's, © Peter Lindbergh, The Wild Ones, 1991
Sotheby
Sotheby's, © Александр Родченко, Воздушный шар, 1924
Sotheby
Sotheby's, © Александр Родченко, Колонны Музея Революции, 1926
Sotheby
Sotheby's, © Александр Родченко, Пирамида, 1936
1 из 8

Итоги последних фотографических торгов Phillips невыдающиеся — доходы общей суммы продаж оказались ниже уровня предаукционного оценочного диапазона. Тем не менее и здесь имели место некоторые неожиданности. Одна из них — «бестселлер» этого дня — винтажный отпечаток середины XX века «Manina» Эрвина Блуменфельда с эстимейтом в 30 — 40 тысяч фунтов стерлингов и окончательной ценой £ 80 500. Кроме того, более чем в два раза превысили верхнюю отметку эстимейта цены на портрет Френсиса Бэкона Питера Берда (1972 г., £ 30 000), «Ню без названия и яйцо» Ги Бурдена (1971 г., £ 6 875) и снимок «Пасека» молодого российского фотографа Тима Парщикова (2010 г., £ 7 500).

Надо отметить, что аукционный дом Phillips имеет давние связи с русским искусством — именно на торгах этого дома были проданы работы Казимира Малевича, Ильи Кабакова, Эрика Булатова по рекордным ценам. Быть может, именно поэтому последний аукцион фотографий был отмечен не только наличием лота с серией из 28-ми серебряно-желатиновых портретов Родченко (Маяковского, Лили и Осипа Бриков, Льва Кулешова, Алексея Крученых и других знаковых деятелей русской культуры), проданных за £ 22 500, но и серией из 25-ти Lambda-отпечатков с атмосферных, если не сказать —пронзительных, поляроидов Андрея Тарковского, с предложенной стоимостью от 9 до 12 тысяч фунтов, но оставшиеся, к удивлению ценителей российского авторского кинематографа, без покупателя.

Phillips, © Erwin Blumenfeld, Manina, 1937
Phillips, © Erwin Blumenfeld, Manina, 1937
Phillips, © Guy Bourdin, Untitled nude and egg, 1971
Phillips, © Guy Bourdin, Untitled nude and egg, 1971
Phillips, © Peter Beard, Francis Bacon on his roof at 80 Narrow Street, London, 1972
Phillips, © Peter Beard, Francis Bacon on his roof at 80 Narrow Street, London, 1972
Phillips, © Александр Родченко, Портреты, 1924–1937
Phillips, © Александр Родченко, Портреты, 1924–1937
Phillips, © Андрей Тарковский, Поляроиды, 1979–1984
Phillips, © Андрей Тарковский, Поляроиды, 1979–1984
Phillips, © Тим Парщиков, Пасека, 2010
Phillips, © Тим Парщиков, Пасека, 2010
1 из 6