Эссенский музей Фолькванг отменил выставку французско-польского художника Бальтюса из-за скандала, разгоревшегося в прессе. К показу готовилось около 2000 полароидных отпечатков, сделанных за последнее десятилетие жизни художника. Бальтюс начал фотографировать свою модель Анну в восьмилетнем возрасте, вплоть до ее шестнадцатилетия, для использования снимков в подготовке к написанию картин. Выставка «Бальтюс: последние снимки» должна была открыться в Германии в апреле текущего года. Было запланировано показать весь фотоархив Бальтюса, для этого организаторы заручились специальным разрешением вдовы и дочери художника, а также модели Анны. Отпечатки уже дважды были частично продемонстрированы зрителям: в галерее Гагосян на выставке «Бальтюс: последние уроки» (сентябрь — январь 2013/2014) и в Музее Метрополитан в Нью-Йорке на выставке «Бальтюс. Кошки и девочки — живопись и провокация» (сентябрь — январь 2013/2014).

Критики не смогли усмотреть в работах ничего противозаконного или оскорбительного, и обе выставки получили самые положительные отклики. Неожиданно перед открытием экспозиции в Эссене немецкая Die Zeit забила тревогу о недопустимости эксплуатации образов детской сексуальности. В критической статье «Образы желания» снимки были названы порнографическими из-за «возмутительности развратных поз» несовершеннолетней модели. Параллельно рассуждениям о «документации жадности педофила», стоимостью 20.000$ за фотографию, газета вспоминает о недавнем судебном решении для Грэма Овендена, английского художника, фотографа и писателя, обвиненного в педофилии и приговоренного к двум годам тюрьмы. После судебного решения Тэйт Модерн убрал фотографии его работ из своей он-лайн галереи. Отреагировав на градус общественного внимания, музей Фолькванг принимает решение вообще не открывать экспозицию. Официальное обоснование было сформулировано как «нежелание портить репутацию художника в связи с возможным законным закрытием экспозиции». Быть может, для немецкой публики еще не все потеряно: в скором времени в издательстве Steidl лимитированным тиражом готовится к выходу двухтомник всех полароидов авторства Бальтюса.

Бальтюс (Бальтазар Клоссовски де Рола), французско-польский художник, родился в 1908 г. в Париже и умер в 2001 г. в Швейцарии. В возрасте 13 лет он опубликовал книгу рисунков «Мицу: сорок образов», посвященную своему коту, с предисловием Райнера Марии Рильке, близкого друга семьи. Художник-самоучка, Бальтюс провел первую выставку в 1934 г. в галерее Pierre в Париже. В 1961 он становится директором Французской Академии в Риме. Последущие 16 лет реставрирует интерьеры и сады Виллы Медичи. Первая значительная выставка Бальтюса прошла в 1956 году в Музее современного искусства (MoMA). Также, среди прочего, он выставлялся в музе Тэйт (1968), на Венецианской биеннале (1980), в Музее современного искусства в Чикаго (1980), в Метрополитан музее в Киото (1984) и в Метрополитан музее в Нью-Йорке (2013).

P. S. Специально для читателей photographer.ru. Особого внимания заслуживают комментарии немецких граждан к вышеприведенной статье в Die Zeit. Это прекрасный пример не только тщательной, интеллектуальной и аргументированной проработки вопросов эстетики, этики и морали, но и изумительный, достойный подражания, образец демонстрации предельного уважения к оппонетам в дискуссии.