Четверть века назад почти каждый знакомый Жан-Франсуа Лероя / Jean-François Leroy считал необходимым выразить свое недоумение по отношению к его задумке. Фестиваль, посвященный фотографии? В Перпиньяне? Глупость. Туда же никто не приедет. Тем не менее в первый год проведения мероприятия на него аккредитовалось 123 человека и семь агентств, и уже тогда стало ясно, насколько необходимо подобное событие для индустрии и ее участников.

Спустя 25 лет Visa pour l’Image только прибавила в весе и значимости. Впрочем, сегодня тон фестиваля кардинально изменился по сравнению с ощущавшейся в конце 1980-х атмосферой подъема в профессии. Уже который год Лерой, несмотря на то что теперь в Перпиньян приезжают тысячи авторов из десятков стран мира, не упускает случая заявить о кризисе фотожурналистики. Во многом в связи с последним основатель мероприятия не планирует в 2013-м особенным образом отмечать юбилей события. Никаких фейерверков и праздничных тортов — только хорошие фотографии, только сильные истории.

Традиционно программа Visa pour l’Image преследует три задачи. «Во-первых, мы хотим представить новые таланты. Многие великолепные фотографы, такие как Лиз Сарфати, Паоло Пеллегрин, Лоран ван дер Стокт, Робин Хэммонд, Себастьян Листе, свои самые первые показы имели в Перпиньяне. Во-вторых, мы стремимся поддержать известных авторов, таких как Ник Николс или Паскаль Мэтр. И, наконец, мы желаем заново открыть великих», — отмечает Жан-Франсуа Лерой, в третьем случае имея в виду большую ретроспективу Дона МакКаллина, которого куратор называет «последним из гигантов», чьи работы по странному стечению обстоятельств никогда не демонстрировались в рамках престижного французского фестиваля.

Основной выставочный блок Visa pour l’Image включает в себя в этом году 23 экспозиции. Кроме упомянутого легендарного британского фотожурналиста, а также названных Мэтра с его кадрами из конголезской Киншасы и Николса с историей об африканских львах, в Перпиньяне будут представлены сольные проекты еще восемнадцати авторов. В их число попал российский фотограф Влад Сохин, снимавший на Гаити домашнее рабство.

Абир Абдулла / Abir Abdullah привез на фестиваль серию «Ловушка» / Death Trap о катастрофическом пожароопасном положении в Дакке. Сара Карон / Sarah Caron презентует историю о пуштунских женщинах в Пакистане, существующих в ситуации строгих культурных обычаев и радикальных религиозных убеждений. Дарси Падилла познакомит со своим документальным трудом «Все будет в порядке» / Everything is going to be OK, выросшим из ее откровенного The Julie Project, принесшего фотографу известность.

Disorder Андреа Стар Риз / Andrea Star Reese повествует об условиях содержания пациентов психиатрических клиник в Индонезии, а The Streets of Aleppo Жерома Сессини, Life and Death in Aleppo Себастьяно Томады и Combat Горана Томашевича — о сирийских событиях. Протестам в Турции посвящен репортаж Ангелоса Цорциниса, а борьбе с преступностью в бразильских фавелах — серия Рафаэля Фабреса. Помимо прочего, в Перпиньяне будут открыты выставки лауреатов World Press Photo 2013 и лучших кадров конкурса газетных изображений Daily Press Award.

Фестивальные мероприятия Visa pour l’Image состоятся вплоть до 15 сентября. Скрининги, презентующие наиболее интересные фотоистории, проходят до 7-го числа, а образовательная неделя запланирована на 16–20 сентября.