В шести испанских городах — Мадриде, Лансароте, Сарагосе, Алькала-де-Энаресе, Алькобендасе и Куэнке — стартовал фестиваль PHotoEspaña, одно из крупнейших фотографических событий Европы, история которого началась в 1998 году. В расписании нынешнего мероприятия, проводящегося в шестнадцатый раз, числится свыше семи десятков выставок, представляющих работы 328 авторов из 42 стран мира.

Ключевым образом смотра визуальных искусств стало тело. По мнению Херардо Москеры / Gerardo Mosquera, главного куратора фестиваля, фотография родилась в том числе из страсти к сексуальности, выраженной в человеческой наготе. Однако PHotoEspaña рассматривает не только эротический аспект заявленной темы, находящий различные проявления в окружающем мире. Программа события также демонстрирует панораму исследований социального ландшафта, связанных с телом, чье изображение порой играет немалую роль в сражениях против дискриминации всех видов и становится политическим инструментом. Поясняя лаконичный слоган «Body as a battleground», организаторы замечают, что в экспозициях мероприятия будет присутствовать дух как Эроса, так и бога войны Ареса.

В основную секцию PHotoEspaña в этом году входят 26 выставок, где по традиции собраны и большие имена, и молодые таланты. Среди первых, несомненно, стоит назвать Эдварда Уэстона и Гарри Каллахана — сразу двух классиков, чьи чувственные и откровенные работы соединены в экспозицию «Он, она, оно» / He, She, It. В одном ряду с американскими мастерами идет Збигнев Длубак / Zbigniew Dlubak, влиятельнейший представитель польского фотоавангарда, который никогда не причислялся к знатокам жанра ню, поскольку, следуя логике модернизма, всегда абстрагировался от обнаженной натуры и добивался приуменьшения значения эротики в своих кадрах.

Untitled (Glass on Body Imprints), 1972/1997 Color photograph (from a series of 6) © Estate Ana Mendieta / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Untitled (Glass on Body Imprints), 1972/1997 Color photograph (from a series of 6) © Estate Ana Mendieta / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Untitled (Glass on Body Imprints), 1972/1997 Color photograph (from a series of 6) © Estate Ana Mendieta / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Nest, 1979 Black-and-white photograph © Estate of Birgit Jürgenssen / VBK, Vienna, 2012 / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Nest, 1979 Black-and-white photograph © Estate of Birgit Jürgenssen / VBK, Vienna, 2012 / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Nest, 1979 Black-and-white photograph © Estate of Birgit Jürgenssen / VBK, Vienna, 2012 / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Ohne Titel (Selbst mit Fellchen) / Untitled (Self with Little Fur), 1974/77 Color photograph © Estate of Birgit Jürgenssen / VBK, Vienna, 2012 / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Ohne Titel (Selbst mit Fellchen) / Untitled (Self with Little Fur), 1974/77 Color photograph © Estate of Birgit Jürgenssen / VBK, Vienna, 2012 / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Ohne Titel (Selbst mit Fellchen) / Untitled (Self with Little Fur), 1974/77 Color photograph © Estate of Birgit Jürgenssen / VBK, Vienna, 2012 / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Hausfrauenküchenschürze / Housewives’ Kitchen Apron, 1975 Black-and-white photographs © Estate of Birgit Jürgenssen / VBK, Vienna, 2012 / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Hausfrauenküchenschürze / Housewives’ Kitchen Apron, 1975 Black-and-white photographs © Estate of Birgit Jürgenssen / VBK, Vienna, 2012 / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Hausfrauenküchenschürze / Housewives’ Kitchen Apron, 1975 Black-and-white photographs © Estate of Birgit Jürgenssen / VBK, Vienna, 2012 / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Hausfrauenküchenschürze / Housewives’ Kitchen Apron, 1975 Black-and-white photographs © Estate of Birgit Jürgenssen / VBK, Vienna, 2012 / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Hausfrauenküchenschürze / Housewives’ Kitchen Apron, 1975 Black-and-white photographs © Estate of Birgit Jürgenssen / VBK, Vienna, 2012 / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Hausfrauenküchenschürze / Housewives’ Kitchen Apron, 1975 Black-and-white photographs © Estate of Birgit Jürgenssen / VBK, Vienna, 2012 / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Untitled (Lucy), 1975/2001 Gelatin silver print © Cindy Sherman / Courtesy Metro Pictures, New York / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Untitled (Lucy), 1975/2001 Gelatin silver print © Cindy Sherman / Courtesy Metro Pictures, New York / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Untitled (Lucy), 1975/2001 Gelatin silver print © Cindy Sherman / Courtesy Metro Pictures, New York / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Portrait of the King, 1972 Black-and-white photograph mounted on board © Eleanor Antin / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Portrait of the King, 1972 Black-and-white photograph mounted on board © Eleanor Antin / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Portrait of the King, 1972 Black-and-white photograph mounted on board © Eleanor Antin / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Self Portrait Talking to Vince, 1975–78 Black-and-white photograph © Estate Francesca Woodman / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Self Portrait Talking to Vince, 1975–78 Black-and-white photograph © Estate Francesca Woodman / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Self Portrait Talking to Vince, 1975–78 Black-and-white photograph © Estate Francesca Woodman / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
S.O.S. starification object series. One of 36 playing cards from mastication box, 1975 Artist postcard © VBK, Vienna, 2012 / Courtesy of Ronald Feldman Fine Arts, New York / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
S.O.S. starification object series. One of 36 playing cards from mastication box, 1975 Artist postcard © VBK, Vienna, 2012 / Courtesy of Ronald Feldman Fine Arts, New York / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
S.O.S. starification object series. One of 36 playing cards from mastication box, 1975 Artist postcard © VBK, Vienna, 2012 / Courtesy of Ronald Feldman Fine Arts, New York / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Zärtliche Pantomime / Tender Pantomime, 1976 Black-and-white photograph (from a series of 4) © Renate Bertlmann / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Zärtliche Pantomime / Tender Pantomime, 1976 Black-and-white photograph (from a series of 4) © Renate Bertlmann / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
Zärtliche Pantomime / Tender Pantomime, 1976 Black-and-white photograph (from a series of 4) © Renate Bertlmann / SAMMLUNG VERBUND, Vienna
1 из 10

Совсем иначе — радикально, жестко, непримиримо — к феномену телесного подходят художницы, произведения которых собраны на выставке, под чьим лаконичным титулом «Женщина» / Woman скрывается ретроспектива феминистского искусства, начинающая свой обзор с 1970-х. Проект знакомит с работами 21 автора, включенными в формирующуюся с 2004 года коллекцию корпорации Verbund, крупнейшей энергетической компании Австрии. Как и участницы этой экспозиции, мексиканец Фернандо Брито / Fernando Brito политизирует тему тела, но обращается к ней с позиции пейзажа. Его показанная на PHotoEspaña серия «Твои шаги затерялась в ландшафте» / Your Steps were Lost with the Landscape, в 2011-м взявшая третий приз в категории General News на World Press Photo, составлена из снимков, запечатлевших трупы многочисленных жертв войн наркокартелей. Однако мертвецы на этих изображениях вписаны в живописные, чуть ли не буколические виды природы штата Синалоа.

Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
Tus pasos se perdieron con el paisaje, 2011. © Fernando Brito
1 из 9

В свою очередь Taxonomy of Chaos прослеживает эволюцию фотографических представлений о человеческом теле. Проект Фонда имени Лазаро Галдиано / Lázaro Galdiano вобрал в себя кадры мастеров XIX века (Надар, Диздери, Фентон и другие) и произведения авторов современных навроде Кристины Гарсиа Родеро, Пипилотти Рист, Бернара Плоссю и Дэвида Хиллиарда. Помимо этой выставки и упомянутых выше, официальная часть PHotoEspaña — это также ретроспективы репортера Рафаэля Санса Лобато и путешественника Нерео Лопеса, собрание работ молодых латиноамериканских фотографов и секция фотокниг.

В дополнительную программу фестиваля попали такие события, как персональные выставки Роберта Мэплторпа, Нобуеси Араки, Томаса Руффа, Дэвида Левенти, Джулии Фулертон-Баттен и многих других. Кроме того, смотр подготовил и немало образовательных мероприятий.

Фотографии экспозиций

Фестиваль PHotoEspaña проходит до 28 июля.