Asolo Art and Film Festival проводится в поселении Асоло в провинции Тревизо, на севере Италии с 1973 года. С 18 августа по 16 сентября в рамках фестиваля работает выставка под названием Madre Russia*. В выставке приняли участие 12 молодых российских фотографов, представив собственный взгляд на современный женский портрет.

Роль женщины в современной российской жизни, репрезентация постсоветского общества, свеобразное путешествие сквозь мечты и эстетику повседневности — вот что было важно для куратора фестиваля Стива Биссона при отборе работ. Выбранные проекты, по мнению организаторов, позволяют визуализировать разнообразность интерпретаций мира женщин во времена глубинных социальных трансформаций в России. Роль женщины служит своеобразным зеркалом, в котором отражаются проблемы, связанные со свободой и эмансипацией.

Выставка предоставляет возможность познакомиться с интерпретацией этих тем такими авторами, как Никита Пирогов, Анастасия Хорошилова, Анастасия Тайлакова, Макс Шер, Игорь Старков, Катерина Белкина, Саша Руденская, Оля Иванова, Аля Есипович, Марго Овчаренко, Анна Харина.

Заключенная Виктория. 2005. © Ольга Чагаутдинова
Заключенная Виктория. 2005. © Ольга Чагаутдинова

Параллельно с коллективной выставкой отечественных молодых авторов, работают несколько персональных выставок фотографов, родившихся в России, но давно проживающих в эмиграции. Это выставка Ольги Чагаутдиновой / Olga Chagaoutdinova «Prisoners» / Заключенные, включающая в себя крупноформатные портреты российских женщин-заключенных и видеоинсталляцию. Серия, над которой фотограф начала работать 2005 году, состоит из психологических портретов женщин, отбывающих наказание на Дальнем Востоке. Целью проекта стало исследовать человеческое бытие в условиях системы паноптикума и наказания. Длинные интервью с заключенными позволили автору глубже понять и раскрыть личности героинь проекта, практически «потухших» под давлением системы наказания. Вопросы гендера и системного подавления сексуальности также поднимаются автором в этой работе.

Из проекта «Поколения зимы». © Полина Пахомова
Из проекта «Поколения зимы». © Полина Пахомова

Еще одна выставка российского фотографа, выпускницы London College of Communication, живущей в Лондоне, Полины Пахомовой называется «Generations of Winter» / «Поколения зимы». Это визуальная интерпретация одноименного произведения Василия Аксенова. Сталинские репрессии и Большой террор — темы, получающие в проекте новое осмысление и воплощение. Изображения и имена «вызывают к жизни» людей, которые были репрессированы или погибли в лагерях. По мнению автора проекта, «стирание» или «искажение» были одними из форм фальсификации в сталинской системе. Люди «стирались» не только физически путем политических чисток, но и — из истории и памяти.

_______________

*В переводе с итал. «Мать Россия».