У входа в Музей городской скульптуры банер с названием выставки — лаконичное «Enver» широкой публике мало что говорит, но все, кто может причислить себя к петербургскому художественному сообществу, хорошо знают, о ком идет речь. 

Энвер Зарифович Байкеев (1958–2011), — художник и куратор, — в своих проектах выступал под именем Энвер/Enver. Выставка «„Enver“. 40 лет в современном искусстве» — его первая посмертная выставка-ретроспектива. Открылась она в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры, там, где он в последние годы реализовал большинство своих кураторских проектов — среди них как тематические выставки, посвященные городской среде, архитектуре, дизайну, истории петербургской культуры, так и проводившийся регулярно фестиваль «Новые идеи для города».

Участие в проектах Энвера принимали известные петербургские художники Тимур Новиков, Борис Смелов, Африка (Бугаев), Андрей Хлобыстин, Дмитрий Каминкер, Дмитрий Шагин, Кирилл Миллер, Олег Котельников, Ольга Тобрелутс, Евгений Юфит и многие другие.

Как многие коллеги, Энвер, в конце 70-х, начале 90-х, экспериментировал со всеми возможными жанрами изобразительного искусства, в том числе с фотографией, создавая коллажи и играя фотоперформансы. Серия его работ, выполненная в середине 70-х — в чем-то предвосхищает появление мультимедийного искусства.

«Я устанавливаю треногу с фотоаппаратом, кадрируя примерную композицию, взвожу затвор. Отъезжаю от дома тролейбусом на расстояние 12 километров. Звоню из телефонной будки своей маленькой модели (сестра Зоя) и даю ей постановочное задание: поза, наклон головы, выражение глаз, ит.п. Она выполняет все в точности и нажимает тросик со автоспуском. Таким образом я получаю перовое произведение коммуникативного искусства» — это описание одной из его работ «12 километров» (1976 год).

Выставка работает до 15 марта. 26 февраля в 16.00 в Новом выставочном зале пройдет круглый стол, посвященный художественной и кураторской деятельности Энвера.