Понятие ремесла выходит из употребления и близко к вымиранию. Там, где с ним не справились механизация и автоматизация, за дело берутся дигитальные технологии. Но даже здесь, в цифровом мире, фотография умудряется сохранять позиции рукодельности. Свидетельство тому — выставка «Языки современной фотопечати», открытая в выставочных залах РОСФОТО.

Имя автора экспозиции, Чезаре Боссе известно далеко за пределами родной Флоренции. В ответ на вопрос о том, как он пришел к ремеслу, ставшему делом жизни, ремеслу печатника, Боссе рассказывает, как однажды в ателье испортили его пленку, отснятую во время медового месяца. С тех пор он всегда занимался проявкой и печатью сам, достигнув в этом высокого мастерства. В 1982 году Боссе основал свою фотолабораторию, а затем — Современный архив художественной фотопечати (ACSAF).

Здесь экспериментировали с разными техниками ручной печати, в ручную же изготавливали собственную бумагу, а с конца 90-х с таким же энтузиазмом взялись за цифровые технологии. До сих пор в каталогах Архива — не просто изображения, а полностью отсканированные «полотна», со большими полями, неровными краями и фактурой бумажной основы. РОСФОТО показывает коллекцию работ девяти художников. Все фотографии напечатаны Чезаре Босси. Сам он говорит, что, по прежнему, работать с аналоговыми исходниками, ему гораздо интересней (есть лишь несколько мастеров, от которых он принимает в работу не негативы, а цифровые файлы), так как процесс подготовки изображений к печати не менее тонок и трудоемок, чем десять лет назад, а сама печать по прежнему производится на специально подготовленную бумагу. Ведь в результате должно получиться произведение искусства.