Более 500 снимков Анри-Брессона были уничтожены или выброшены французским правительством, сообщает газета Le Monde.

Работы были потеряны в 1991 году, однако впервые через почти два десятилетия вдова Картье-Брессона фотограф Мартина Франк (Martine Franck) сообщила о пропаже во французские газеты. Из 551 фотографий, выброшенных либо уничтоженных, 426 составляли часть первой французской выставки Картье-Брессона в Лувре в 1955 году. Работы для нее были накатаны на картон и закреплены на деревянных панелях. Карточки, сделанные в 1954-м, включали в себя часть работы фотографа в Москве, Америке, Индии и Китае.

Выставку показывали по всему миру еще 5 лет. В 1960 году фотограф передал ее в дар французскому правительству, разместившему ее в архивах Национальной Библиотеки. В 1968 году Картье-Брессон попросил передать его работы в Национальный Центр Искусств (CNAC), где фотографии луврской экспозиции, а также 104 фотографии с выставки «Во Франции» 1970 года и 21 портрет хранились до 1991 г., когда CNAC решил перевезти свои архивы в другое здание.

При переносе коллекции на новое место обнаружилось, что подвал, где хранились фотографии Картье-Брессона, затапливался, и работы залиты водой. Представители CNAC выясняли у Картье-Брессона, могло ли это повреждение уничтожить снимки. «Я помню, я была с Анри, и два человека из Министерства культуры выясняли у него, могло ли наводнение разрушить всю выставку. Анри, обмирая, соглашается. Изображения были, вероятно, серьезно повреждены», — рассказывает Мартина Франк.

Однако, пишет Le Monde, только в 2001 г. на разнообразных распродажах антиквариата и аукционах зафиксировано более сотни продаж работ с его выставки 1955 года. Вдова фотографа полагает, что не все отпечатки были распилены пополам перед тем, как их выбросили на помойку.

С тех пор правительство отрицает существование этих «спасенных» изображений, отказываясь признать, что кто-то извлек выгоду из выброшенных отпечатков после 1991 г. Правительство также оправдывает разрушение 551 работ, поскольку директор CNAC Клод Аллеман-Коно говорит, что «тогда мы не рассматривали фотографию как произведение искусства».

Картье-Брессон, опасаясь, что после смерти правительство получит его архивы, первым из французских фотографов открыл свой собственный Фонд.