В галерее Проун на Винзаводе проходит выставка эротической фотографии XIX века «Интим предлагать!». В экспозиции представлено около пятидесяти стереоскопических раскрашенных фотографий обнаженной натуры из частных коллекций России и Франции, а также тридцать фривольных рисунков французского художника Жюля Паскина и женское нижнее белье той поры.

Парные отпечатки небольшого размера (5,7 х 9 см) предназначались для рассматривания через специальное приспособление, позволявшее достигнуть стереоэффекта. Снимки, вполне в духе современной стереофотографии, делались одновременно двумя камерами. Черно-белые отпечатки 1860-х годов раскрашивались вручную акварелью. Такой тщательный и кропотливый подход рождал совершенную, фантастическую для тогдашнего уровня развития технологий достоверность изображения. Тематически они следовали сюжетной традиции академической живописи. Иллюзия достоверности усиливается акварельной техникой, оставляя еще меньше документальности и привнося волшебство фантазии художника. Позы и антураж, отсылающие к традициям классических произведений живописи, смотрятся удивительно органично и одновременно очень трогательно. Снимки ограничены довольно жестким форматом — и в рамках этого стиля, далекого от сегодняшних изобразительных решений, разворачиваются во всей полноте, роскоши и великолепии.

Очаровательные, наивно-бесстыдные «Венеры» и «Грации» вызывали живой интерес зрителей, осуждение со стороны критиков и штрафы со стороны властей. Французские художники исследовали новое восприятие обнаженного человеческого тела и можно сказать, что их творения стали и первыми опытами в порнографии.

Выходец из Болгарии Жюль Паскин приехал в Париже и был очарован свободой артистического Монмартра. Он посвятил себя вдохновенному живописанию порока, его притягательности и глубинной связи с жизнью. Его несовершенные, иногда почти уродливые модели восхищают зрителя энергией и полнотой жизни, а их очертания — почти фотографической точностью.

Сегодня эти пограничные опыты воспринимаются как образы шаловливых муз, помогавших творить историю искусства в борделях Парижа.