Работы, представленные на выставке, являются фотографическим отражением того, что окружало российскую археологическую экспедицию Института востоковедения РАН на полевых раскопках в Абу Эртейле, Мероэ и Гебель Баркале в Судане. Представляя собой, в каком-то роде, этнографическое исследование методом художественной фотографии, автор сосредоточился на портретах деревенских жителей и знакомит нас с физиогномическим ландшафтом нильской долины этих регионов. В экспозицию вошли около 30 фотографий, снятых с 2017 по 2021 годы и напечатанных по классической технологии – ручным оптическим способом на желатино-серебрянной бумаге с баритовой основой.
«Не надо искать в данной серии какой-то концепт, идею или заложенный смысл, его попросту нет, как нет его в естественном ходе жизни. Не было ни задачи, ни цели, скорее только внутреннее ощущение, что это необходимо, заставлявшее не задумываться над «почему» и «для чего», а просто делать снимок.» – отмечает автор выставки.

По-настоящему кадр становится фотографией, когда автор делится своим концентрированным наблюдением, а не просто видом. Этим и обусловлена плотная компоновка многих снимков, усиливающая погружение в кадр, – в суть, оставляя второстепенное за краем. А условия съёмки постепенно привели к классической плёночной технологии – чёрно-белой плёнке и ручной оптической печати на бумаге с баритовой основой. Поскольку, именно чёрно-белая плёнка с широкой тональностью способна пластично передать контрастные сюжеты и угольные тона кожи суданцев под палящим африканским солнцем. Здесь есть и другая сторона, связанная с особенностями нашего восприятия окружающего нас мира, говоря о котором, Андрей Тарковский отметил, что черно-белая пленка, воспроизводит его образ ближе к психологической, натуралистической и поэтической правде искусства, основанной на свойствах нашего зрения.

Жизнь деревенских жителей нильской долины трудна и лишена привычных нам вещей, но наполнена другими ценностями, несопоставимыми с нашими. Работу на полях они чередуют с подработкой простыми землекопами у нас на археологическом участке, демонстрируя неподдельную радость жизни и энтузиазм, передававшийся нам. И не сделав снимка, время стёрло бы эти картины без остатка, как дуновение ветра уносит следы на песке. Но каждый раз, всматриваясь в лица на отпечатке, я вспоминаю слова бразильского фотографа Себастио Сальгадо: «Портрет – это когда не только ты делаешь кадр – человек дарит это тебе» («Соль Земли», 2015).  

Об авторе:
Сергей Ветохов – сотрудник Института востоковедения РАН, архитектор в археологических экспедициях Института – в Египте с 2000 и в Судане с 2014 года.

Выставка продлится до 12 февраля 2023.