С 21 мая по 19 июня в Большом зале Музея нонконформистского искусства в Арт-центре «Пушкинская-10» проходит выставка Андрея Сергеевича Чежина «Портреты 33х9». В этом выставочном проекте объединены и переосмыслены 9 фотографических серий, работа над которыми велась в течение 32 лет с 1990 по 2021 год. Экспозиция проводится в 33-м по счёту году с начала работы - в 2022-м, когда Арт-центру «Пушкинская-10» исполняется 33 года.

Проект «Портреты 33х9», 1990-2021, начинался как серия, посвященная Ричарду Аведону. Мне хотелось фотографировать портреты людей в полный рост на белом фоне. При этом я уже тогда понимал, что в каждом человеке буду фотографировать больше не его самого, а свой автопортрет в этом человеке. Поэтому мне было не важно, понравится ли портрет портретируемому или нет, я фотографировал себя в нем.

Но, напечатав эту серию, спустя два года, я решил вернуться к негативам, снятым в то время. Я зазывал людей на съемку тем, что сначала фотографировал портреты для них, а потом уже они позировали для меня, в результате собрался большой архив негативов, с которыми хотелось что-то делать.

В 1991 году была напечатана вторая серия с условным названием «Оммаж Казимиру Малевичу», с приклеенными красными формами, и потом я решил раз в несколько лет возвращаться к негативам, когда придумывалась очередная идея как их использовать, и печатать новую серию.

Так были сделаны все последующие серии, в них видны идеи, стили, художники, которые волновали меня на определенном этапе. Неравномерные промежутки времени, через которые печатались серии, обусловлены были моей занятостью в других проектах и внутренним (не)желанием реализовывать идеи в тот или иной момент.

Серия «Карандашная графика», 1995, была навеяна наблюдениями за художниками, рисовавшими портреты возле «Катькиного садика». Но на самом деле было желание экспериментировать с методами печати, попытаться поработать с изображением в промежутке между проявителем и фиксажем с использованием отбеливания. С одной стороны, получилась якобы карандашная линия, с другой – иллюзия растушёвки.

Следующая серия «Посвящение Амедео Модильяни», 2000 – время увлечения этим художником и техническая работа с позитивом/негативом, царапание, прорисовка маркером и печать с последующим выборочным тонированием.

Затем – «Оммаж Энди Уорхолу», 2013, где использовалась его идея печати тройного Элвиса с пистолетом – последовательная печать с нескольких негативов в пространстве, ограниченном рамкой кадра, доведенная до абсурда.

Увлечение фотограммой переросло в печать портретов через стеклянные ёмкости/бутылки – так называемая «Бутылочная серия», 2017.

А серия «Оммаж Пабло Пикассо», 2017, с его фантастическими трансформациями портрета, подсказала тему мокрой печати с различными масками. «Пикассошки» получились забавные и неожиданные.

Некая болезнь, обуявшая практически всю Землю, предложила использование и печать кнопочных масок, ведь к тому времени кнопка стала моим отработанным имиджем. Серия «Масочный режим», 2020, дала возможность не засохнуть во время вынужденной самоизоляции.

И, наконец, последняя девятая серия – «Кнопочный оклад», 2021, завершила проект. По-видимому, основные идеи и темы, которые я хотел реализовать, закончились.

Особенность проекта – его концептуальность, и даже то, что не все портретируемые соглашались фотографироваться для каждого из этапов, и мне пришлось выкручиваться, придумывать портрет в отсутствии негатива, так как формальная игра требовала поиска нестандартных решений, а цельность проекта была просто необходима.

Не прошло и 33 лет, как проект состоялся, завершился и теперь выставился. Никаких намеков на данную цифру, но именно в 2022 году Арт-центру «Пушкинская-10» исполняется 33 года и я рад здесь находиться, работать и выставляться.

Андрей Чежин