Николай Кулебякин

28 апреля в Галерее Классической фотографии открывается выставка «ФотоТОП Натюрморт 2022». Это уникальный жанровый проект, в экспозиции которого представлены порядка двухсот работ пятьдесяти отечественных авторов. Натюрморт будет представлен во всем   разнообразии пластических и концептуальных подходов в России.

Выставка собиралась в сложных условиях карантина (ограничений по Covid-19). Более того, она открывается во время проведения спецоперации в Украине, когда новости с фронтов интересуют всех нас более, нежели новости культуры… Но, тем ни менее, открытие в крупнейшей галерее в Москве выставки-смотра отечественной фотографии значительной, как по объему, так и по составу авторов, принципиально важно для меня, как гражданина, а не только куратора. Некоторые местные борцы за мир, посыпая голову пеплом, осуждают всякое культурное движение, кто-то срочно уезжает, кто-то плюется в соц. сетях на инакомыслие, кто-то начинает говорить какие-то пропагандистские речи. Почему нельзя просто заниматься своим профессиональным делом, зачем нужно лезть в политическую дискуссию?!! Мое мнение на этот счет сформировалось достаточно давно - в юности, если не в детстве. Тогда я услышал, что в голодном, осажденном Ленинграде давали концерты классической музыки и в 41-ом показывали балет в то время, когда под Москвой стояли фашисты. И, в силу советского воспитания, а я советский человек, закончивший десятилетку в 80-м, для меня эти рассказы, как мифы о героях древней Греции – высокий пример служения своему делу. Видимо, уже до конца моих дней таковой будет моя гражданская позиция.

Александр Подосинов

Сегодня, в непростой для всех исторический период, люди становятся психически менее уравновешены, подвержены разного рода истериям, вплоть до помешательства, и в это время, как мне кажется, нам всем требуется искусство. И не просто какое-нибудь, а сложное, обращенное к нашим душам. Здесь необходимо уточнить, что именно я вкладываю в термин искусство. Говоря простым языком, искусство можно разделить на два вида: первое и самое распространенное – то, что создается просто как иллюстрация-сообщение или как манок для эмоциональной реакции - информационно-развлекательное искусство, и второе - отражающее всю сложность человеческой природы – образное искусство. С развлечением и информацией все понятно – это всегда о том, что изображено, что должно вызвать у нас сопереживание или желание овладеть этим, пусть даже гипотетически, или просто знание о том, как это выглядит. Еда - для выработки слюны, собачка – ми-мишка, тело – сексуальность, неведанный зверь – ах вот он какой, оказывается… Эти изображения могут быть сделаны любительски или профессионально, но суть их от этого не меняется. Со сложным искусством все иначе – изображение создает сообщение о том, чего в кадре нет, и это сообщение может быть сложным для расшифровки и неоднозначным. Но зачем все эти сложности? Может стоит просто жить себе в свое удовольствие? Именно так размышляет большая часть людей. Не хочу их за это винить, но мне их искренне жаль. Для них закрытыми оказываются кладовые человеческой культуры, где все самое великое создано в таком сложном ключе…

Сан Саныч Слюсарев

Что ж, большая часть людей слушает только популярную музыку, смотрит только популярные фильмы, украшает свое жилище исключительно теми работами, которые «не парят мозг». Это идеальные люди для того, чтобы ими управлять и манипулировать их сознанием. Они во всем видят только внешние характеристики. Как раз об этом говорил Бродский в своей нобелевской речи, тогда он говорил о литературе, которая вписывает в нолики выражения лица… Да, культура человечества, тем более русская культура, преодолевала этот наивный подход, призывала видеть сложное человеческое…  И если в детстве, преодолевая скуку, вы не размышляли над непонятными вам произведениями, пытаясь понять, увидеть умом и сердцем это невидимое, если не читали сложных книг, не смотрели сложных фильмов, а искали только удовольствий, то у вас, конечно же, возникнут проблемы с восприятием образного искусства.

Такое искусство невозможно потреблять на ходу, как фаст-фуд, оно требует сосредоточения, почти молитвенной, медитативной концентрации для проникновения в суть размышлений автора. И здесь вы - уже не потребитель, а – зритель. В этой сосредоточенности перед произведением возникает сплетение, сотворчество, сродство с обозреваемым, и осознание того невидимого, спрятанного глубинного смысла. Этим «сроднением» питается душа, в этом процессе подключения к порталу шедевра удовлетворяются духовные потребности. Великое искусство такого рода, как правило, не зовет на баррикады, оно зовет к приятию сложного человека. Перед некоторыми из таких произведений вы поймете, что они исповедуются вам, перед некоторыми вы почувствуете, как ваша душа плачет, сожалея о каких-то ошибках, плачет, освобождаясь от гнета прошлого, а рядом с некоторыми произведениями вы можете ощутить необъяснимый трепет… Развивайте вашу способность воспринимать произведения глубоко. И если искусство не спасет вас от внешних бед, то сделает ваш внутренне неизмеримо богаче. Вам откроются параллельные миры и удивительные вселенные. И это богатство будет с вами, пока не угаснет ваш разум.

Слава Баранов. Петербургские сумерки. 1997

Искусство дает нам понимание сложности мира и главного вывода, что вариантов правильного ответа всегда больше одного, а безвыходные положения крайне редки. Может именно об этом спасении, спасении нашего разума, нашей души нам и стоит более всего заботиться?

Да, дорогие мои, для меня искусство стало пристанищем личной веры, преодолевшей гордыню брезгливости, гордыню превосходства, осуждения человеческого несовершенства, веры, смотрящей в лицо неприглядному, без пренебрежения и лукавства, а с великой надеждой на толику света.

Уважаемый зритель, я зову Вас посетить эту выставку, где представлены фотографии в жанре натюрморт. Я надеюсь, что многие вещи в экспозиции дадут пищу для вашего ума и сердца.

Проект ФотоТОП был задуман как регулярный смотр мастеров отечественной фотографии. Говорить о внутреннем арт-рынке художественной фотографии сегодня, к сожалению, сложно, но нужно, на мой взгляд, заниматься процессом, не бросать все на самотек. И, если еще недавно на Российскую фотографию смотрели скорее, как на экзотический продукт, то в перспективе, если наконец она перестанет мимикрировать под европейские визуальные стандарты, и будет любима и востребована прежде всего в отечестве, уважение к ней будет восстановлено. Она этого достойна. И сегодня, как и вчера, и завтра важна связь искусства с аудиторией, непосредственный разговор об актуальном на языке высокой фотографии. Проблема восприятия осложняется наличием огромного вала фотографических изображений, создающего у людей ложное представление об искусстве фотографии, как легковесном и низком искусстве, основанном на технических усовершенствованиях. Об этом с огромным упоением вещают все рекламные статьи и ролики от производителей техники, но это большой обман. Фотографическая технология и техника сама по себе всего лишь инструменты, которые дают результат только в руках художника. Автор сам выбирает фотоаппарат, процесс, пленочный или цифровой, тип печати и бумаги… Есть, конечно, более уникальные техники, но и они сами по себе не делают работу произведением высокого искусства.

Вадим Гущин. Спички

В отличии от прошлого года, когда «ФотоТОП 2021» представил всё разнообразие жанров и 250 работ от почти сотни авторов, в этот раз все немного иначе. В связи с жанровым ограничением нескольким значительным авторам дана возможность представить большие блоки своих произведений, практически мини-экспозиции внутри большой выставки.

А остальные, как и в прошлом году, продемонстрируют одно – максимум два произведения.

В этом году молодым авторам и всем, кто просто не входит в круг нашего общения, мы предложили прислать свои произведения, был объявлен призыв, open call, и произведен отбор, в результате которого некоторые работы из присланных произведений будут также представлены публике.

Если говорить об актуальности выставки в целом, то те работы, которые как-то ассоциируются с военной темой, в сегодняшнем новостном контексте звучат ярче. К таким работам можно отнести и мои собственные. Надо сказать, что я их делал, разбирая историю одного из моих дедов. Он из Херсона, в 14 лет лишился своих родителей и родной сестры в результате голода. Я читал и смотрел море всевозможных документов, пытаясь понять, как в житнице, кормившей Россию и Европу хлебом, могли голодать и умирать от голода люди, как они гибли, как вообще жили тогда люди, пожирая и расстреливая друг друга. Отсюда появились образы «красной комнаты» - терки и банки, наполненной красным цветом.

Не менее драматично выглядят вещи Ильи Иванкина. В его фотографии с фигурой, отвернутой от нас и склоненной в отчаянии, в молитве, человек словно пытается спрятаться от всего мира в свое беспредельное одиночество. Чем-то эта работа у меня перекликается с молельщиками Андрея Кузькина, хотя у него в скульптуре-инсталляции все молельщики обращены лицом к нам, и там иной посыл…

Валерий Самарин

Часто, или почти всегда, художник приходит к своему театру, к своей сцене, где разыгрывается одна или несколько сочиненных им пьес, где играют его любимые актеры-персонажи-атрибуты. Вспомните, например, Роберта Балена и, в приложении к натюрморту, Дмитрия Краснопевцева, Оскара Рабина, в фотографии Бориса Смелова, Александра Слюсарева. У каждого очень «свое» пространство… Фотография Александра Александровича Слюсарева будет демонстрироваться в экспозиции, как и работы его учеников и последователей Вадима Гущина и Андрея Абрамова старшего. Вот, у Вадима Гущина – театр супрематический, хотя предельно реалистичный. На выставке представлены работы из нескольких его серий, где главные герои – книги. В своих работах он всегда дискутирует с искусством, в большей степени, с русским. У Андрея Абрамова старшего натюрморты всегда разворачиваются в настольный пейзаж. Там всегда присутствуют запахи, память морских пространств с привкусом горького тумана и сказочности. Андрей представляет работы разных лет, практически мини-ретроспективу. От черно-белых морских до цветных космических.

У Славы Баранова натюрморты наполняются с избытком, но в них всегда, практически в каждом из них, чувствуется питерский тленный дух, энтропия, декаданс, длинные за полночь разговоры в прокуренной и пропитанной спиртными парами мастерской. «По вечерам над ресторанами горячий воздух дик и глух» приходит на ум и появляется, «дыша духами и туманами», незнакомка…

Вячеслав Кабанов. Box

У Валерия Самарина работы как результаты научного исследования, где опыт за опытом он фиксирует произведением. И то, что мы видим, поражает наше воображение красотой и простотой рождения образа. Тени от вилок – его узнаваемая серия.

У Николая Кулебякина изображения стремятся к эфемерности и концептуальности одновременно, они желают раствориться, оставив след в нашем сознании. У Андрея Абрамова младшего что-то похожее, но более прохладное, очищенное от сопереживания.

У Александра Подосинова серия фотографий, которую я впервые увидел, когда он ее называл «последние натюрморты». Ребусы, выстраиваемые в сопоставлении различных вещей, дают каждому из нас пространство для размышления. В этих встретившихся в рамке кадра предметах есть что-то от странности нашего ассоциативного мышления. Рассматривая их, кажется, что этим предметам мешает их материальность, и она напряжена настолько, что вот-вот взорвется изнутри.

В серии «Box» у Вячеслава Кабанова совсем другая атмосфера, в ней энергия драматизма, классическая борьба света и тьмы. При всей ее «постановочности» создается впечатление репортажа, словно этот предметный мир застали врасплох. Автор подчеркивает хрупкость и изменчивость мира, через движение, через игру с фокусом-не фокусом.

Заглавной фотографией «ФотоТОП Натюрморт 2022» выбран натюрморт Ольги Полесовщиковой. В этой ее работе – портрете цветка, весь наш нежный уязвимый и прекрасный мир, потерявший связь с корнями. Он светится на темной ткани в ожидании увядания, но его красота еще дарит нам свой последний аромат.

Андрей Абрамов (ст)

P.S. Я благодарю всех тех, кто приложил свои силы для того, чтобы этот проект состоялся: Вячеслава Кабанова, Ксению Кабанову и Ивана Филимонова – за командную работу над проектом, Марка Коберта - за предоставленную возможность продемонстрировать публике уникальную выставку в крупнейшей фотографической галерее Москвы, студию печати «Птичка» за партнерство и «Рhotographer.ru» за информационное партнерство. А также, всех авторов «ФотоТОП Натюрморт 2022» за высокое художественное качество их работ.

Олег Арнаутов