DESIDERIUM*
тема
DESIDERIUM – CHORAL SYMPHONY.
Это масштабное хорально-симфоническое произведение.
MONODY. μονῳδία. Монодия. Одноголосное исполнение.
HOMOPHONY от ὁμοφωνία — «однозвучие», «подобозвучие», от ὁμός «одинаковый», «один и тот же» и φωνή «звук». Гомофония.
DESIDERIUM – Монодическая Гомофония. Остановленное беззвучное человеческое многоголосие. Прекращающееся. Исчезающее в Безмолвии.
Музыка Вечности.
DESIDERIUM – REGUIES
DESIDERIUM – реквием. Реквием не по тому что было, а по тому что ЕСТЬ и пре- будет всегда. Это реквием человека о себе самом.
DESIDERIUM – прикосновение бесконечности. Благословение.
LUX AETERNA – ВЕЧНЫЙ СВЕТ.
DAGUERREOTYPE
техника
Дагерротип – самая первая, легендарная, мистическая техника фотографии. Не тиражируемая. Существующая в единственном, уникальном экземпляре.
Впервые, в мировой истории фотографии, серебряный дагерротип, остановленный в XIX веке, воскресает в России в новом свете. Самая медленная фотографическая техника с чувствительностью ISO 0,0067 исполнена с феноменальной сверхскоростной выдержкой 1/400 секунды. Новые, извечные Образы, скрытые в темноте времен, впервые проявляются из бесконечности. Они свидетельствуют о нездешнем.
Это дагерротип, которого не было.
BAILUN
автор
Русский художник, единственный, кто на протяжении 21 года делает в России дагерротип.
Через 10 лет после начала своей практики, он приведет экспозицию серебряного дагерротипа в сотые доли секунды, и получит остановленный дагерротип. Мгновенный. Впервые в мире. Благодаря чему появятся новые, невиданные доселе откровения искусства фотографии, беспрецедентное качество изображения становится доступным для восприятия. BAILUN пишет и исполняет свой capriccio – DESIDERIUM с такой страстью, что для ее адекватного восприятия потребуется полная сопричастность, тотальное внимание, ничем не обусловленное растворение во всепоглощающем безмолвии, чтобы услышать Музыку сфер и у в и д е т ь DESIDERIUM вне времени и пространства.
В 2004 году BAILUN создал первый дагерротип в России XXI века. Насколько известно, в XX веке эта технология в России не применялась. И всё остановилось, в России во всяком случае, в первой половине XIX века.
В эпоху, когда мы достигли невероятных технологических откровений, и фотография теперь получается по мановению пальца на экране смартфона, и теперь каждый человек с телефоном – фотограф, парадоксально, но дагерротип нисколько не утратил своих качеств уникального изображения. Достаточно сказать, что разрешающая способность цифровой матрицы пока уступает разрешающей способности пластины дагерротипа. Йодид серебра – светочувствительный слой дагерротипа имеет толщину около десятка нанометров, таким образом дагерротип – это непревзойденная нанотехнология, которая работает уже на протяжении без малого двухсот лет.
Важно, что после 2000 года в России к этой технике обращается не ученый, не прикладной фотограф, а художник, переходящий от техник классической живописи к дагерротипу, как в XIX веке. Идея создать дагерротип – вызов концептуальный: заново сделать изображение в самой первой фотографической технике, секрет которой утрачен.
Были известны принципы получения изображения, но практических способов производства работающей технологии не было. Знания были утрачены в середине XIX века вместе со старыми мастерами, когда на смену дагерротипу пришли другие более экономичные фотографические техники. И даже в золотой век дагерротипа из-за жесткой коммерческой конкуренции секреты производства не публиковались и передавались непосредственно от мастера к ученику.
В процессе экспериментов автор остановился на создании дагерротипа по процессу Беккереля. Две модификации дагерротипа различаются только способом проявления. В дагерротипе французского физика XIX века Александра Эдмона Беккереля проявителем является неактиничный (красный) свет, тогда как проявителем у Дагерра являются пары ртути. Во всем остальном они схожи. Изображение в первом случае состоит только из серебра, во втором – из амальгамы, сплава ртути и серебра. Дагерротип Беккереля получил свое второе рождение в XXI веке. Сначала в Америке как наиболее экологически чистый способ, без ртути, и с 2004 этот метод становится основным в работе BAILUN’a.
В 2010–2011 годах художник делает большую серию DESIDERIUM. Выставка в галерее – первый показ этой коллекции.
Техника дагерротипа по-прежнему сложнейшее искусство, в котором ручная работа имеет огромное значение. Второе значение дагерротипа – мистическое: оператор как будто вступает в отношения со светом, договариваясь с ним, чтобы уловить его в своей серебряной пластине. Возможно, получится одна из сотен попыток.
Но делать в наши дни в технике дагерротипа сюжеты под старину означает идти на поводу у публики, ожидающей, что ей покажут дам в платьях с кружевами, застывшие маски вместо лиц. Но дагерротип о другом: это особая техника работы со светом, исполненная собственных смыслов. В дагерротипах BAILUN’a кристаллы серебра прорастают, превращаясь в алмазные россыпи чистого белого цвета. Цвет и свет становятся единым целым. Техника дагерротипа непередаваемо точная, детализирующая малейшие изменения состояния поверхности реальных объектов.
Одновременно с этим, дагерротип существует лишь в непосредственном контакте со зрителем: он невоспроизводим, чтобы рассмотреть его изображение зритель, как шаман танцует, меняет свое положение по отношению к пластине, выхватывает отдельные фрагменты изображения и, после деконструкции акта всматривания, интерпретирует (восстанавливает, воссоздает) собственный образ внутри себя. Выбирая эту технику, художник BAILUN обращается к современникам языком понятных нам образов. И говорит о том, что не перестает быть актуальным. Известный вопрос человечества: что по другую сторону Перехода? – в дагерротипе приобретает новое измерение, как будто свет приносит нам эхо ответа.
Ирина Чмырева
Галерея PENNLAB: Михаил Краснов, Николай Дмитриев, Мария Музалевская; идея выставки: BAILUN; куратор экспозиции: Ирина Чмырева, к.иск.; архитектор: Екатерина Крылова; анимация фотографии: VS Studio; свет: PENNLAB; дизайн полиграфии: Cоня Дмитриева; печать: DIMITEX; PR: коммуникационное агентство «СХЕМА»
* DESIDERIUM [лат.] скорбь