Александр Наану

Галерея ТНК-АРТ не часто экспонирует фотографии. Выставка современного фотоискусства с высоким уровнем работ и звёздным составом авторов – настоящее событие для классической галереи. Проект “Событие” представляет работы мастеров, давно ценимых зрителями и уважаемых коллекционерами современного искусства. Собранные в одном пространстве, они высвечивают идею, что фотография – это востребованная художественная техника, имеющая свои преимущества перед другими искусствами. Одним из них является её документальность, когда произведение содержит только никем не преобразованную информацию о происшедшем. Зритель встречается с этой информацией без посредника, один на один с материальным следом события. Работой фотографа, намеренно избегающего цифровых манипуляций над снимком, можно и нужно восхищаться, переназывая его труд не работой, а искусством.

Евгений Трипольский

Авторы проекта “Событие” демонстрируют филигранное владение временем и пространством. Для получения удачного кадра решающими становятся сотые, а то и тысячные доли секунды, острейшее зрение и умение предугадывать развитие событий, разворачивающихся в кадре.
Эстетика документальности, эмоциональная и зрелищная, делает фотографию влиятельной силой. Плёночный снимок Александра Шумова с традиционного Цюрихского Стрит-парада с зеваками, облепившими неуклюжие фонари на городском мосту, опубликованный в швейцарской прессе, инициировал бурные общественные обсуждения перспектив городской инфраструктуры, которые преобразовали этот мост в лучшую сторону. 

Александра Наану и Евгения Трипольского можно назвать, если не королями случайной уличной фотографии, то собирателями эстетических и событийных артефактов городского пространства.

Вивиан дель Рио – настоящая повелительница урбанистической колористики, непреднамеренно создаваемой коммунальными службами. Она называет это бессознательной живописью (термин принадлежит Вивиан!), которая возникает в результате ожесточённой борьбы коммунальщиков с хулиганскими надписями на отдельных участков стен домов, ограждений и технических построек. Вивиан дель Рио жонглирует цветовыми сочетаниями, а одетых в яркую униформу работников городских служб художница-фотограф превращает в акробатов.

Вивиан дель Рио

Каждый из этих художников обладает редкой способностью в повседневном хаосе разглядеть гармонию, порядок и смысл. Пятна, замечаемые Евгением Трипольским на стенах или прямо на асфальте, оказываются забавными персонажами из параллельного мира, иногда - узнаваемыми фигурками людей и зверей, а дорожная разметка – супрематическим рисунком авангардиста.
Cобытия городской среды не так уж и непредсказуемы и скучны, если разглядеть в городском хаосе ритм. Если сравнивать с музыкой, это окажется джаз – говорит своими работами романтик московских улиц и ловец невероятных случайностей Александр Наану. Вероятно, он одним из первых почувствовал наслаивание друг на друга разновременных событий пространства.

Серж Головач напоминает нам об исторической “слоистости” архитектуры, которая в наибольшей степени заметна там, где теперь мы проводим время на летнем отдыхе: серия «Ступени», Родос, Греция.

Серж Головач

Стасис Шакарвис использует старинную и самодельную оптику для выявления наслоений времени и событий, связанных с определенным местом и человеком. Резкое и размытое, реальность и миф, случившееся и только предполагающее произойти – это балансирует в его монохромных работах, затягивая зрителя в пространство мира, который автор пересобирает заново.
Даниил Баюшев нашел свой подход к событию через его отражение в пластике тела. Финансовые потрясения начала нашего века спроецированы с помощью слайд-проектора, на обнажённое тело. Зритель наблюдает, как влияют на привлекательность и желанность сексуального объекта взлёт или падение отечественной и зарубежной валюты, как отторгают или притягивают те или иные экономические механизмы, как на романтических отношениях отражаются колебания фондовых рынков.

Групповой портрет в пандемию может состоять только из глаз – его автор Крис Кондратьева считает, что случайно встреченный на улице взгляд может стать важным событием в жизни человека. Скрыв свои лица за масками, люди не стали одинаковыми и для узнавания человека и понимания его чувств, эмоций и намерений достаточно увидеть его глаза.

Ида Ручина

Фотограф Ида Ручина инициировала и задокументировала перформанс виолончелиста Бориса Андрианова, исполнившего сюиту N1 для виолончели Иоганна Себастьяна Баха на Чукотке, в месте пересечения 180 меридиана и Северного полярного круга. Звучание музыки стало невероятным событием для мест, где природные явления преобладают над тем, что произведено человеком.

Перформанс – это всегда – действие, это – часто знаковое явление своего времени. Александр Лепёшкин стал участником своего собственного фотоперформанса в последние дни работы Елисеевского магазина. В какой-то момент фотосессии, фиксирующей, как на глазах у публики, пришедшей попрощаться с любимым магазином, пустеют полки, фотограф попытался уместиться на одной из них, словно в него вселился, материализовавшийся только для одного исторического кадра, дух-хранитель этого места, обескураженный стремительными переменами Шишок, леший Елисеевского. Хотя, сам автор фотографии признаётся, что задумывал выложить себя на витрину с целью заявить о себе – вдруг кому-то нужен? – чувствуя себя персонажем Венички Ерофеева – неприкаянным, внешне приличным, но выброшенным из потока регулярной жизни. Полка магазина, по его ощущениям, оказалась жёсткой, как полка плацкартного вагона.

Александр Лепёшкин


В проекте “Событие” также участвуют художники, которые не имеют непосредственного отношения к фотокамере, но, тем не менее, они являются полноценными авторами фотографий, представленных в экспозиции, потому что они – художники перформанса. Иногда перформанс становится происшествием, когда художник, исследуя реальность, сталкивается с её неизменяемостью. Так происходил долго тянувшийся по времени перформанс «Морковь культурная» Елены Ковылиной – ей пришлось выступить в роли рыночной торговки и на выставке в Большом Манеже и в торговых рядах Даниловского рынка.

Длившийся несколько недель в пандемической Москве 2020 года перформанс “Народная тропа” художника Насти Беловой нисколько не шокировал горожан. “Значит, так надо”, решали  они, видя торжественное шествие в сопровождении десятка зрителей и фотографов и, если не присоединялись к нему, то провожали взглядом удаляющуюся фигуру, мучительно напоминающую мифическую Смерть с косой. Художник Виктор Рибас посчитал образ, созданный Настей Беловой, символом 2020 года и зафиксировал его с помощью своей лазерной фотографической техники. Его работа называется “Мисс Пандемия 2020. Никогда без работы”

Виктор Рибас

Художник Пахом (Сергей Пахомов) персонифицировал, впитав в себя, как и любой из бывших советских граждан, узнаваемые символы Перестройки и девяностых годов прошлого века – образы экстрасенса Чумака, заряжающего воду перед телевизором и гипнотизёра, запомнившегося нам коронной фразой “Даю установку!” Галерею народных любимцев он продолжил своим собственным образом – целителем Дедом Пахомом и вполне отдавая себе отчёт в его популярности – ведь в 2015 году он получил огромное признание у телевизионной аудитории телесериала “Битва экстрасенсов”. Фотопроект Пахома “Заряжено добром” создан в соавторстве с художником Marinesca.

Пахом и Маринеска

На лишённых цвета фотографиях Даниила Иванова ярко выделяются предметы декоративно-прикладного искусства. Они находятся в явном диалоге, который происходит почти через век с момента рождения стиля, их породившего. Русский Авангард — оригинальный стиль в отечественном искусстве, ставший мировым трендом. Но в отличие от других больших стилей, которые повлияли на всю эстетику человеческого быта, русский конструктивизм остановился на монументальном. Изображения конструктивистских зданий Москвы и Новокузнецка сняты в освещении, драматически подчеркивающим не произошедшее в своё время событие. Эстетика русского авангарда в стране его происхождения не перешла на быт советского человека. Строителям революционной республики не требовался индивидуализм и уникальность. Во всех сферах деятельности страны Советов требовались коллективизм, массовость и одинаковость. Созданные в соавторстве Даниилом Ивановым и Алексеем Корольковым, конструктивистские объекты напоминают нам о многих несвершённых событиях и нереализованных проектах СССР, которые могли бы преобразить её будущее, то есть настоящее время, в котором сейчас находимся мы.

Даниил Иванов