Торопец. 28 сентября 2013 года

Куратор: Сергей Бабкин

Московский музей современного искусства представляет ретроспективу Максима Шера «Комментарий к ландшафту». Основу выставки составят работы из трех его проектов: «Палимпсесты» (2010–2017), «Диктатура семи морей» (2018) и «Архипелаг» (2019).

Однако на этой выставке они не отделены друг от друга, к тому же к ним добавилось и существенное количество ранее не печатавшихся и не выставлявшихся фотографий. Данный проект станет первым в долгосрочной программе «Фотография / Комментарий».

Максим Шер — российский фотограф и художник, чей ключевой исследовательский интерес — репрезентация постсоветского культурного ландшафта и локальных историй. Его фотографии обычно изображают ландшафты постсоциалистического пространства, повседневные пейзажи, они бессобытийны и намеренно недраматичны. Такой подход одновременно наследует американской концептуальной и политически ангажированной фотографии, и тесно связывает его с отечественными коллегами-ландшафтными фото-графами начала XXI века. В то же время интерес Шера к политике и экономике пространства, присущий его проектам, делают его работы уникальными для России, где в фотографии не так часто встречается сочетание политической ангажированности и открытости для интерпретаций.

Находка. 18 мая 2014 года

У исследований Шера есть ключевые политические цели, которые определяют структуры его серий, содержание фотографий и их качества как изображений. Одна из них — создание знания о том, как ландшафты и инфраструктуры формируются в результате определенных политэкономических решений. Они могут быть как концентрированы в конкретном пространстве, так и существовать в рассеянных состояниях — в виде законов, конвенций, программ, предпосылок, типов рациональности и прочих форм функционирования идеологий. Все они направлены на производство пространств, способных воспроизводить те или иные отношения, фиксировать властные структуры, подавлять различия в стремлении к гомогенизации.

Выставка оставлена без непосредственного текстового сопровождения, а работы распределены по залам почти случайным образом. Это одновременно создает препятствие для зрителей, но и оставляет им свободу: как передвижения, так и узнавания и интерпретации. Тем не менее, комментарии к фотографиям все же есть, однако ко всем сразу. Они составлены в форме путеводителя-глоссария, который можно взять в распечатанном виде или открыть его цифровую версию. Он состоит из небольших заметок о ключевых для практики Максима Шера и всей выставки терминов, чья сборка призвана подсказать зрителям возможные типы отношений, которые могут образоваться в результате их встречи с фотографией.

Воронеж. 1 июля 2013 года


О программе «Фотография / Комментарий»

Программа Московского музея современного искусства «Фотография / Комментарий» нацелена на то, чтобы необходимость в подобных программах на территории художественных институций в конце концов исчезла. Прямое обращение к фотографии как конкретному медиуму кажется несколько несвоевременным в общем контексте истории искусства, однако в России фотографы все еще находятся на плохо определимой дистанции относительно институционального художественного производства — за редкими исключениями, как в лице художников, так и институций.
Программа, которая начинается в 2021 году с проекта Максима Шера «Комментарий к ландшафту», продолжится несколькими персональными выставками фотографов/художников из России, чьи разнообразные подходы к использованию фотографии как ключевого инструмента производства художественного высказывания раскрывают различные пути осмысления актуальных социальных и политических процессов с помощью фотографии. Одновременно с вопросом, как фотография производит критику и комментирует действительность, программа поднимает и обратный вопрос: как мы можем говорить о фотографии, какими путями можно обозначить и проанализировать ее противоречия и ограничения, а также место в современном искусстве России.