Обед в честь приезда гостей в одной из хат этнографического комплекса «Казачий стан», Владивосток. Серия «Я – казак», 2018

Куратор Сергей Бабкин

Московский музей современного искусства представляет персональную выставку Алины Десятниченко «Комментарий к сообществу, или Как завоевывать друзей», которая является вторым проектом программы ММОМА «Фотография / Комментарий».

Алина Десятниченко — художница и фотожурналистка, работающая в жанре документальной и репортажной съемки, в творческих проектах занимается изучением ряда социальных вопросов. Базой всех ее проектов является корпус фотографий, созданный в ходе общения с представителями какой-либо социальной группы.

На выставке в ММОМА «Комментарий к сообществу, или Как завоевывать друзей» представлены сразу несколько проектов художницы, самый ранний из которых завершен в 2015 году. Большинство из них обращаются к жизни разного рода закрытых сообществ, часто — политически консервативного толка: монахини монастыря под Ростовом-на-Дону, трудники, пытающиеся изменить свою жизнь в мужском монастыре, шаманы Прибайкалья, а также дальневосточные и кубанские казаки. Именно последние стали ключевым сообществом для исследований Алины Десятниченко, которая сама живет на Кубани, последовательно изучает историю местного казачества и его современное состояние. Итогом этого анализа стала серия фотографий «Я — казак».

Матушка Серафима выполняет послушание - собирает опавшие после сильного ветра яблоки. Серия «Свято-Иверский женский монастырь», 2018

Другой проект — «Школьный дневник» — посвящен формальному сообществу, образовавшемуся в лицее-интернате педагога-экспериментатора Михаила Щетинина в поселке Текос под Геленджиком, где подростки обучались в рамках идеи «возрождение Руси с домашним укладом». В фотокнигу серии включены и переписки с сотрудницами закрытой школы, которые показывают, с какими сложностями коммуникации столкнулась художница во время подготовки проекта. Экспозиция Алины Десятниченко всегда включает дополнительные объекты и элементы, изменяющие стандартное восприятие фотографии зрителем и уточняющие социальный или политический контекст.

Позиция художницы-исследовательницы по отношению к объекту съемки, будь то сообщество или человек, обусловлена дистанцией, которую необходимо соблюдать с людьми и их привычной средой. Парадокс одновременного взгляда изнутри и извне отражен на выставке с помощью специальных камер наблюдения, позволяющих создать эффект присутствия и, одновременно, дающих возможность посмотреть на объекты съемки со стороны.

Все фотопроекты в экспозиции сопровождаются схемами, которые описывают, как художница смогла проникнуть в то или иное сообщество. На выставке представлены и тексты различных этических кодексов полевых исследований: правила WorldPressPhoto и кодексы ученых, занимающихся работой с информантами. Библиотека с книгами по фотографии, также ставшая частью экспозиции, призвана обратить внимание профессионального сообщества на проблему недостаточных возможностей в области образования данного направления в искусстве. Выставку сопроводит ряд видео и аудиоинтервью Алины Десятниченко с учеными-антропологами, урбанистами, социологами и документальными журналистами.

Виктор Мотошкин у себя дома, г. Иркутск. Серия «Байкал чудес», 2016


Алина Десятниченко (1991 ) родилась в Ташкенте и в 16 лет переехала на Кубань. Закончила школу современной фотографии «ДокДокДок» Михаила Доможилова и журфак КубГУ. В качестве документального и репортажного фотографа работала с изданиями Афиша Daily, Bird In Flight, Такие дела, Медиазона, Секрет фирмы, РБК, Ведомости, GEO, Seasons, Русский репортер и др. Принимала участие в совместных выставках и представляла персональные фотопроекты во Владивостоке, Екатеринбурге, Воронеже, Краснодаре, Твери.

Программа «Фотография / Комментарий» Московского музея современного искусства обращается к фотографии как конкретному медиуму. Сегодня в России фотографы все еще находятся на плохо определимой дистанции относительно институционального художественного производства — именно эту проблему старается решить программа ММОМА, стартовавшая в мае 2021 года с проекта Максима Шера «Комментарий к ландшафту» и продолжающиеся выставкой Алины Десятниченко. На 2022-23 годы запланирован ряд персональных выставок фотографов-художников из России, чьи разнообразные подходы к использованию фотографии как ключевого инструмента производства высказывания раскрывают различные пути осмысления актуальных социальных и политических процессов. Одновременно с вопросом, как фотография производит критику и комментирует действительность, программа поднимает и обратный вопрос: как мы можем говорить о фотографии, какими путями можно обозначить и проанализировать ее противоречия и ограничения.

Образовательный центр ММОМА, расположенный по адресу Ермолаевский переулок, 17, был основан в 2017 году как пространство для творческих и социальных инициатив, а также академических исследований. Миссия центра — способствовать интеграции различных социальных групп в культурную жизнь Москвы. Выставки современного искусства и проекты из коллекции ММОМА, открытая библиотека с более чем 11000 изданий, лекторий для детей и взрослых, серия семейных программ направлены на знакомство широкой аудитории с коллекцией музея и актуальными тенденциями художественной теории и исследованиями в этой области. Пространство Образовательного центра создано с учетом современных музейных технологий, что позволяет расширять многообразие зрительского опыта и получать новые знания о современном искусстве всем желающим вне зависимости от уровня под- готовки. Важной задачей центра является и поддержка молодого искусства с помощью создания комфортной среды для генерации инновационных творческих инициатив в сфере не только культуры, но и смежных с ней областях — науке, истории, философии и литературе.