Фото Екатерины Максимовой

В первой половине ХХ века писатели-фантасты грезили об Арктике будущего — с обширными садами под «искусственными солнцами», гигантскими ледоколами, стратопланами и городами под стеклянным куполом. Однако каждую зиму в Арктике по-прежнему наступает полярная ночь. Пережить её без потерь многим жителям Кольского полуострова помогают увлечения, такие как разведение цветов. Однако не только люди нелегко переносят полярную ночь, цветам тоже не хватает солнечного света и тепла. Фотовыставка Екатерины Максимовой посвящена цветоводам Заполярья.

Больше всего растений и самые мощные лампы, конечно, в Полярно-альпийском ботаническом саду-институте имени Н. А. Аврорина (ПАБСИ), самом северном ботаническом саду России. Он расположен в Хибинах в 120 километрах севернее Полярного круга. В этом году ПАБСИ исполняется 90 лет, а оранжереи существуют здесь с 1934 года. Часть растений приехала сюда из главного ботанического сада страны, а часть сотрудники сами вырастили из семян, которые привозили из командировок. Коллекция тропических и субтропических растений составляет более 1000 видов. 

Для ухода за таким количеством пальм, папоротников, хвойных и суккулентов недостаточно освещения и полива, поэтому научные сотрудники сада выращивают в инсектарии насекомых-энтомофагов, которые должны бороться с насекомыми-паразитами. В конце прошлого года ПАБСИ получил национальную экологическую премию имени В. И. Вернадского за проект «Экологически безвредные средства защиты растений от вредителей в искусственных биоценозах». Так что растения Мексики, Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии под надёжной защитой.

У цветоводов-любителей коллекции растений не менее интересные. Члены клуба «Фиалки на Мурмане», созданного в 2002 году, познакомились в интернете и с тех пор вместе занимаются выращиванием коллекционных сортов. Спустя шесть лет появился клуб «Многоцветие Севера». Многие цветоводы состоят сразу в нескольких клубах, как Екатерина Штытёва, председатель «Многоцветия Севера» и мурманского отделения клуба «Фиалки на Мурмане». В её коллекции около 300 сортов стрептокарпусов и столько же сортов фиалок, а также 50 сортов декоративно-лиственных бегоний.

«Северным цветоводам не хватает в суровой природе красок, — рассказывает Екатерина Штытева. — Лето короткое. До мая-июня лежит снег, сирень распускается в Мурманске с середины июля до начала августа, при условии, что лето есть вообще. Только очень упорные выращивают на своём участке цветы и ягоды: можно не успеть собрать урожай, потому что выпадет снег. Поэтому комнатное цветоводство намного легче, это не такой тяжёлый труд, который под силу и девочке, и бабушке. В нашем клубе помимо фиалок выращивают сортовые орхидеи, стрептокарпусы, пеларгонии, адениумы. Из-за больших расстояний люди в основном общаются в интернете: в социальных сетях много групп, где устраивают конкурсы».

До пандемии местные цветоводы проводили множество выставок — только в Мурманске ежегодно их проходило минимум три. В этом году уже состоялись первые выставки.

«Иногда нас зовут на выставки другие клубы: на судейства или просто в гости. Меня приглашает Дом фиалки в Москве в качестве судьи, гостьи или участницы, что очень почётно, — радуется Штытева. — Конечно, клубное общение помогает пережить полярную ночь. Мы общаемся, ходим друг к другу в гости, смотрим, у кого как расцвёл тот или иной сорт. Ведь один и тот же сорт фиалок может зацвести по-разному, в зависимости от состава почвы, удобрения, температуры. Мы занимаемся цветами в свободное от работы время. Для многих это отдушина. Это хобби. У нас в клубе есть и воспитатели, и библиотекари, и учителя, и программисты. Общение и дружба сплачивают людей».

Елена Рафикова, председатель апатитского отделения Клуба любителей сенполий, разводит фиалки и стрептокарпусы. «Цветы были всегда, первую сортовую фиалку приобрела в 1993 году, — рассказывает она. — Потом появился интернет — и понеслось! В 2003 году вступила в клуб „Фиалки на Мурмане“. Для меня цветы — отдушина. Вернёшься домой с работы, сил нет, но на полке что-то расцвело, и становится радостно, начинаешь что-то сажать и забываешь про дневные проблемы».

Ольга Ивонинская из Мурманска выращивает цветы уже более 15 лет, у нее более 200 сортов фиалок и самая большая коллекция пеларгоний на Севере: «Цветы у меня росли всегда: фиалки, глоксинии, кактусы, традесканции и прочее, что обычно растёт в доме. Особо я в них не вникала. Поливала, пересаживала, много внимания они не требовали, цвели даже. Лампы дневного света к окнам уже тогда привешивали. Свет, конечно, был слабенький, но это позволяло пережить полярную ночь. А в 2008 году случайно увидела в газете объявление о проведении выставки фиалок и стрептокарпусов. Сейчас у меня около 25 видов разных растений. Требуется очень много времени на уход за цветами. Без интереса и увлечённости просто невозможно было бы всё это делать. На полив уходит 40-55 литров воды в зависимости от времени года. Мечтаю о новых сортах. Люблю разнообразие!»

Марина Офицерова из Мурманска всегда любила животных и растения. «Однажды со знакомой зашли за отростками к одной женщине и вышли в шоке — растения были везде: на подоконнике, столе, в коридоре, на полках, в кухне, на полу, — вспоминает она. — Я подумала, что это какой-то ужас! И с того дня тоже начала разводить цветы».

Бесплатная выставка проходит во дворе музея и работает без выходных.

Возраст: 0+