© Виктория Ивлева. Предоставлено Пресс-службой Центра Вознесенского

14 апреля в Центре Вознесенского открывается выставка «Африканские дневники», — гуманитарный фотопроект Виктории Ивлевой в рамках программы Africa. Connecting Cultures. Выставка продлится месяц и закроется 31 мая.

«Африканские дневники» — ретроспектива известного фотографа и журналиста, лауреата премии World Press Photo Виктории Ивлевой, посвященная ее работе в горячих точках африканского континента: это Руанда во время геноцида 1994 года, минные поля Анголы, раздираемый гражданской войной Судан, лагерь беженцев в Уганде, трущобы Найроби. Проект объединяет более 150 снимков, дневник и тексты Виктории Ивлевой. Куратор выставки — искусствовед и критик Евгений Березнер.

В фокусе Виктории Ивлевой — простые люди и их истории, полные ужаса и надежд, бюрократического абсурда, быта и веры в будущее. Ивлева рассказывает их в своих фотографиях и через предельно личные тексты и дневники, в которых драматизм, документальность, а иногда и юмор сплетены в попытке справедливо и честно описать ненадежную реальность и отразить характер людей в контексте трагических событий.

Фрагмент из текста Виктории Ивлевой «От Мавлюды до Корин Ланьеро»: «Внезапно хлынувший тропический ливень вымочил нас всех до самых внутренностей, он затушил костер, покрыл золото патиной, но я успела несколько раз нажать, затвор сработал — и она осталась навсегда в золотом снопе света с той же своей чудной несмелой улыбкой, пронзенная солнечным лучом. Так, в дымке костра, она и парит до сих пор вместе с прижавшимся к спине сынишкой. Вовремя остановленное время — и есть суть хорошего снимка. Вспоминайте иногда о тех, кто сумел время остановить, — они сделали это не только для себя».

© Виктория Ивлева. Предоставлено Пресс-службой Центра Вознесенского

«Африка вошла в мою жизнь в раннем детстве страшным разбойником Бармалеем. Много позже я поняла, что на самом деле коллективный Бармалей — это мы, белые люди, а бармалейство — все то, что мы веками делали с чёрными. Стыд за себя и сострадание к ним, мучимым нами, — две главные составляющие моего отношения к Африке. Хочется верить, что эти чувства переданы в снимках и текстах», — рассказывает Ивлева.

Ретроспектива Виктории Ивлевой — первое событие проекта Центра Вознесенского «По поводу Африки...», продолжающего программу Connecting Cultures.

«В 2021-м году мы перенастраиваем оптику, пытаясь развеять мифы и побороть сложившиеся стереотипы. Мы смотрим на Африку вместе с Викторией Ивлевой; „смотрим“ вместе с Международным Красным Крестом, сотрудники и волонтеры которого знают о современной африканской цивилизации больше, чем кто бы то ни было; „смотрим“ вместе с Посольством ЮАР в России. Конечно, мы не увидим полной картины, но сделаем важный шаг в заданном направлении», — рассказывает куратор проекта киновед Зоя Кошелева.

Connecting Cultures — долгосрочная инициатива Центра Вознесенского, посвященная важным событиям в зарубежной культуре. «Мы стремимся развивать интернациональные связи на самых разных уровнях, говорить о сложных темах и тенденциях развития искусства и культуры, о сотрудничестве и интеграции», — отмечает директор Центра Вознесенского Ольга Варцева.

В рамках выставки пройдет сопроводительная программа, которая в ближайшее время будет опубликована на сайте Центра Вознесенского. Среди готовящихся событий — кураторские экскурсии, встреча с Викторией Ивлевой и лекция Евгения Березнера о современном кураторстве.

© Виктория Ивлева. Предоставлено Пресс-службой Центра Вознесенского



Виктория Ивлева — фотограф и журналист. Родилась в Ленинграде в 1956 году. Окончила факультет журналистики МГУ им. Ломоносова в 1983 году. Живет в Москве. Печаталась в ведущих мировых и российских изданиях. В 1991 году получила премию Золотой глаз международного конкурса фотожурналистики World Press Photo за репортаж изнутри взорвавшегося четвертого реактора Чернобыльской АЭС. Лауреат премии Союза журналистов России (2005 г.) и премии Свободная Пресса Восточной Европы (Германия — Норвегия) (2006 г.). С 2014 года Ивлева занимается волонтерской деятельностью в Украине: вывозила людей из оккупированного Славянска и других городов и районов Луганской и Донецкой областей, доставляла гуманитарную помощь, помогала переселенцам с покупкой жилья.

Знакомство Виктории Ивлевой с Африкой произошло летом 1994 года и началось с войны в Руанде, где она оказалась единственным российским фоторепортером. Потом она бывала на минных полях в Анголе, участвовала в продовольственном конвое МККК в голодающей провинции Дарфур (Судан), занималась поисками подростка, который был украден повстанческой армией Сопротивления Господня в Уганде, посещала ВИЧ-инфицированных людей в Кении.

Виктория Ивлева занимает активную активную гражданскую позицию, помогая словом и делом несправедливо осужденным и нуждающимся.

Евгений Березнер — куратор более 300 выставок современной и классической фотографии, прошедших в России и за рубежом, автор статей в отечественных и иностранных журналах, альбомах и книгах.

Научный редактор российского раздела энциклопедии The History of European Photography of XX century. Читал лекции по фотографии в Аргентине, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Германии, Канаде, Португалии, России, Словакии, США. Ревьюер на международных портфолио-ревю в Берлине, Братиславе, Буэнос-Айресе, Витебске, Краснодаре, Мадриде, Москве, Париже, Пловдиве, Порту-Алегри, Санкт-Петербурге и Хьюстоне. В 2002-2004 — член жюри Международного конкурса на лучшее издание книг по фотографии стран Центральной и Восточной Европы (Братислава, Словакия); в 2006-2018 — председатель жюри этого конкурса. С 1995 по 2011 — соредактор от России международного журнала по фотографии IMAGO (Братислава, Словакия). В 2011 — руководитель кураторской группы, которая организовала и провела в Москве первое международное портфолио-ревю для российских, украинских и белорусских фотографов. (Из 2396 авторов, подавших заявки на участие в портфолио-ревю, было отобрано 185 фотографов из 30 городов трёх стран. Ревьюерами на портфолио-ревю выступили 55 экспертов — 15 российских и 40 зарубежных из 18 стран мира). Портфолио-ревю было подготовлено совместно с FotoFest International, Houston и Музеем современного искусства «Гараж», Москва. В 2012 — руководитель кураторской группы, подготовившей проект «Современная российская фотография» для основной выставочной программы FotoFest International’s fourteenth Biennial of Photography and Photo-Related Art in Houston (186 авторов, 1095 произведений). В 1997-2003 и 2008-2015 — заместитель генерального директора Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Министерства культуры России по фотографическим проектам и коллекциям. В 2003-2007 — заместитель директора Московского музея современного искусства по фотографическим и мультимедийным проектам. В 2011-2015 — руководитель проекта «В поддержку фотографии в России» Фонда развития и поддержки искусства «Айрис». В 2010-2017 — руководитель Международного фестиваля фотографии Photovisa в Краснодаре.