Проект экспозиции

Выставка представляет работы шестнадцати молодых российских художников, работающих с фотографией и фиксирующих современность — здесь и сейчас. Каждый из авторов так или иначе работает с темой личного, вынося личное в публичное поле. Их работы объединяет хрупкость, искренность, нежность, интуитивность, сочетающиеся с критическим подходом.

Наше настоящее настойчиво напоминает нам о хрупкости субъективного мировосприятия. Задним числом мы готовы «всматривать» это понимание и в работы авторов, на самом деле созданные ещё до пандемии. В их эстетической вывертности, точности работы с формой мы готовы услышать нотки жуткого, надвигающейся катастрофы, ещё неведомой в момент создания работ. Может показаться, что авторы упиваются красотой докороновирусной эпохи, времени когда ежедневные новости не касались тебя лично, когда ты думал, что и ты, и всё вокруг будет длиться вечно. Преобладание в работах эстетики и формы вызывают ассоциации с началом ХХ века, Серебряным веком, искусством-предвестником перемены. Коллекция бабочек, собранная Владимиром Набоковым в его беззаботном и счастливом детстве, перестаёт быть просто собранием засушенных остовов насекомых — их красота приобретает дополнительное измерение непонятого пророчества.

Эпидемия меняет общество, но не все изменения видны сразу. Одним из самых заметных изменений становится появление новых модусов частного и публичного. При сокращающихся возможностях реализации личного, оно вырывается из-под контроля и врывается в поле публичного — скучающие участники телеконференций рассматривают интимные жилые пространства коллег или, позабыв о камерах, возвращаются к домашним делам. Массовые выступления против коронавирусных ограничений выглядят протестом против самой болезни. Переживание пандемии становится настолько коллективным, что осмысление собственного опыта применительно к ней начинает казаться излишним.

Рассматривая новое восприятие личного и публичного поколением, сформировавшимся в эпоху социальных сетей, участники выставки напоминают нам о ещё более новой, не всегда заметной, но стремительной трансформации этого восприятия, и одновременно задают вопрос — это теперь навсегда? Было ли навсегда то, что было до этого? Можно ли вернуться из нашей новой нормы к тому, что казалось нормой прежде? Экспозиция предлагает зрителю включиться в медленное наблюдение, в котором одиночные изображения сходятся в облако смыслов и значений, меняющихся в зависимости от точки наблюдения, взаимодействуя с движением и преломлением солнечного света и изменяя символический нарратив.


Илья Батраков «ГОРА». 2010-2017

В проекте «Остановившееся время» Илья Батраков ищет и находит то место, где он, по его словам, в трудную минуту может перевести дух и набраться сил. Этим местом становится обрыв, «гора» на краю деревни, куда его в детстве привезли родители. В фотографиях Батракова никому не принадлежащее пространство рощи и реки проходит цикл годичных изменений и становится таким же личным для зрителя, каким оно является для автора.


Анастасия Безрукова «Санаторий». 2019

Герои фильма Анастасии Безруковой оказываются в сюрреалистичных декорациях бывшего советского санатория и вынуждены выполнять странные ритуалы, воспроизводящие опыты пребывания в полу-личном полу-публичном пространстве застывшего времени лечебного учреждения.


Александр Верёвкин «Вглядываясь в постсоветское». 2019

Портреты молодых людей Александра Верёвкина предельно документальны, но при этом открытость героев, находящихся между детством и взрослостью, их сугубо личное отношение к автору вступают в не сразу заметный, но чувствуемый конфликт с общественным пространством, в котором они сфотографированы — и в котором затем демонстрируются их портреты.


Ольга Воробьёва «GIRL WHO USED TO BE». 2016–2018

Оба проекта Ольги Воробьёвой сняты в Крыму, в месте где она родилась. Girl who used to be фокусируется на предельно чувственном восприятии женственности, природы и света. Coast kids рассматривает современную молодёжь полуострова по мере того, как она отстраивает свою новую идентичность. Воробьёва не претендует на роль объективного исследователя, пропуская образы через себя и соотнося их со своим личным опытом.


Игорь Елуков «КНИГА ЧУДЕС». Прожиг. 2018-2019

Название проекта Игоря Елукова отсылает к Аугсбургской Книге Чудес, иллюстрированной рукописи XVI века, перечисляющей сверхъестественные явления от Всемирного потопа до времени создания книги. Работы Елукова вносят фантасмогорические трансформации в общедоступный ландшафт с помощью пиротехнических эффектов, световых инсталляций, макетов, и таким образом, присваивают ландшафт путем изменения.


Марина Истомина «Удушье». 2019-2020

«Удушье» Марины Истомины осмысляет коллективную травму сибирских лесных пожаров. Вместо того, чтобы сосредоточиться на прямом изображении пожара, величественных лесных массивов, охваченных огнём, проект заставляет участников по-своему пере-проживать коллективную травму в личном опыте, напоминая как о субъективности переживании любой травмы, так и о чьей-то личной ответственности, стоящей за каждым пожаром.


Фёдор Конюхов «POST-MOSCOW». 2019-продолжается

Фёдор Конюхов в проекте «Пост-Москва» рассматривает ландшафт «постгорода», сформированный рыночными механизмами, лишенный цельности и отчужденный. Рассматривая его архитектуру, элементы инфраструктуры, его разрывы и пустоты, он ищет в них личное измерение, сценарии взаимодействия человека и пространства.


Мария Кожанова «Отдалённый гром»

Работы Марии Кожановой посвящены темам памяти, внутреннему и внешнему зрению. Проект «Отдаленный гром» рассматривает те сложные взаимоотношения, которые выстраиваются между тремя поколениями жителей Калининградской области, где она родилась и выросла, и «чужой землёй». «Внутренняя слепота» размышляет о природе зрения и фотографии, о том как камера всё чаще заменяет способность видеть и запоминать. Обращаясь к глубоко личным переживаниям — своим и своих героев — Кожанова выносит их в общественное пространство, превращая зрителя в невидимого соглядатая. Её фотографические работы дополняются скульптурами и рельефами, которые придают им дополнительное измерение.


Ольга Матвеева «Автопортрет #1». 2020

В работе Ольги Матвеевой утраченная в эпоху пандемии возможность физического телесного контакта обретает дополнительную материальность за счет техники авторской техники ручной печати, тонированной серебром, превращая изображение в объект.


Аня Мирошниченко «КОМНАТА». 2019-2020

Автопортреты Анны Мирошниченко осмысляют память автора о бабушке, одновременно апеллируя к классической портретной живописи. Лицо — культурно, эволюционно и этимологически воспринимающееся как наивысшее выражение личного — в них заменяется оставшимися от бабушки повседневными предметами. Полностью закрывая лицо автора, все они по-своему проявляют чувство дискомфорта и жуткого (unheimlich), в то же время отсылая к одной из главных черт коронавирусной эпохи — маскам.


Дарья Назарова «АЛОЭ». Все Звёзды. 2020

Герои проекта Дарьи Назаровой создают свое собственное публичное пространство — «Алоэ», функционирующее по законам пространства личного — «пейзаж, в котором можно жить повседневной сказкой», «тайное королевство», которое затем тщательно документирует художник.


Александр Никольский «РЕФРАКЦИЯ». 2015 – продолжается

Вынесенный в название проекта Александра Никольского термин «рефракция» означает изменение направления движения волны на границе двух сред. Схожее преломление автор ищет в переходном ландшафте между природным и человеческим, советским и постсоветским. Пейзажи Никольского масштабируют геологические текстуры до антропоморфного измерения, соотнося незаметную жизнь неживого с заметной статичностью живого.


Никита Пирогов «Я И ТЫ». Леша в алом, золотом и небесно-голубом. 2015

В серии «Я и Ты» Никиты Пирогова фигуры людей совмещаются с нежными градиентам витражей. Витражи становятся, с одной стороны, материализацией «внутреннего света» героев, с другой — проекцией идеализированного представления о сущности «другого». Границы градиентов подчёркнуто неточны, что напоминает об эфемерности и условности любой подобной проекции.

Ира Рокка «#Me». 2017-продолжается

Видеоработа Иры Рокки обращается к хештегу #Me, которым отмечены более четырёхсот миллионов публикаций в Инстаграме, как к красноречивой манифестации современности. Видео с документацией перформанса обнажает дуализм функций разделения и объединения, заложенных в феномене хештега. Для большинства из тридцати участников перформанса проект становится как первым съемочным опытом, так и первым опытом участия в коллективном перформансе.


Макс Романенко «Volta». 2018

Работы Максима Романенко в своей формальности апеллируют к истории модернистской фотографии ХХ века, соединяя её со свойственными XXI веку опытами изучения границ телесного. Работая с пластикой и движением тела, его скульптурностью, автор противопоставляет и уподобляет их пластике и скульптурности ландшафта, визуализирует и соединяет внутренний и внешний мир.


Даша Трофимова «ЛИМБ». 2020

В серии «Лимб» Даша Трофимова развивает тему взаимодействия коллективной и личной памяти. В натюрмортах-скульптурах художницы, родившейся и выросшей в Казахстане, а теперь живущей в России в статусе мигранта, объекты из частных и общественных пространств застывают в положении хрупкого равновесия, обретая новую коллективную форму и тем самым подчеркивая, «остраняя» — свою индивидуальную.


Кураторы проекта

Анастасия Цайдер — художница и куратор, работающий в жанре документальной фотографии, видео и инсталляции. Исследовательские проекты Цайдер часто обращаются к архивам и объединены изучением культурной и визуальной трансформации постсоветского общества.

Участник основного проекта V Уральской биеннале современного искусства (2019) и параллельной программы VII Московской международной биеннале современного искусства (2017). Со-куратор выставки «Новый Пейзаж», посвященной современному российскому ландшафту, представленной в 2018 году в Екатеринбурге, Перми, Красноярске, Казани и Москве. Финалист Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2019) и премии «Кандинского» (2015), призер «Серебряной камеры» в 2012 году. Живет и работает в Петербурге и Москве.

www.tsayder.com


Елена Аносова — независимый куратор и художница. Проекты Аносовой сосредоточены на изучении эмоциональных и социальных отношений внутри изолированных сообществ. Она комбинирует фотографию, видео, инсталляции, скульптуры, исследование архивов и издание книжных проектов. Консультант международного культурного фонда Calvert 22 Foundation, преподает дисциплины, связанные с визуальными искусствами, в ряде вузов и арт-школ России и Европы. Стипендиат грантовой программы поддержки молодых художников музея современного искусства «Гараж» и фонда Аарона Сискинда, призер LensCulture, World Press Photo и др. Живет и работает в Иркутске и Москве.

https://anosova.com


Пётр Антонов — художник, преподаватель, куратор. В своих работах Пётр Антонов с помощью фотографии исследует видимые проявления истории и культуры, а также возможности самой фотографии, как художественного метода. Работы Петра Антонова

выставлялись в России и за рубежом и были номинированы на премии Prix Pictet (2010), Paul Huf (2012), PDN30 (2012), Sony World Photography Awards (2016). С 2014 по 2017 год

Пётр Антонов преподавал документальную фотографию в Британской высшей школе дизайна в Москве, в настоящее время участвует в образовательных проектах Московского музея современного искусства.

В 2018 году Пётр Антонов выступил в роли со-куратора и автора выставки «Новый пейзаж», получившей номинации на премию «Инновация» как проект года, и на премию имени Сергея Курёхина.

www.petrantonov.com